Спрос и его факторы

Спрос (D) с качественной стороны, - это потребность людей в каком-либо товаре, подкрепленная их покупательной способностью, то есть это готовность потребителя приобрести определенное количество товара при данных ценах в данный период времени. При этом понятие «готовность» предполагает одновременно и потребность в данном товаре, и возможность его приобрести. Поэтому для рынка имеют значение только такие потребности, которые могут быть удовлетворены

Величина спроса - количество товара, которое будет куплено по соответствующей цене за ограниченный промежуток времени. Величина спроса зависит от многих факторов. Наиболее важную роль при этом играет цена товара, на который предъявляется спрос.

P
Обычно чем ниже цена, тем больше величина спроса. Взаимосвязь между ценой товара и величиной предъявляемого спроса может быть интерпретирована с помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются яблоки. Исследование рынка дало информацию о потребительском спросе, представленную в следующей таблице:

Таблица 1

Спрос покупателей на яблоки

Цена за 1 ц (усл. ед.) Объем спроса (ц/мес.)
   
   
   
   
   

Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский спрос, и соединим их. На рисунке 1 представлена полученная кривая спроса.

Рис. 1. Кривая спроса

Зависимость между ценой товара и величиной спроса на него регулируется законом спроса, который утверждает, что повышение цены товара обусловливает снижение спроса на него и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар. Таким образом, данный закон отражает обратную (отрицательную) зависимость между величиной спроса и ценой, которую можно выразить формулой:

(1)

Графически зависимость между ценой и величиной спроса описывается кривой спроса. Кривая спроса - линия, характеризующая закон спроса, то есть зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Она имеет отрицательный наклон. Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением вдоль кривой спроса.

Обратная зависимость между изменением цены товара и величиной спроса на него объясняется действием:

эффекта дохода, который определяет, что при снижении цены товара потребитель при том же доходе может приобрести больше товара (его спрос возрастает), и наоборот;

эффекта замещения, который определяет, что покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности, то есть, если цена на товар растет, то растет спрос на товар, заменяющий его (например, рост цены на кофе увеличит спрос на чай);

эффекта убывающей предельной полезности, который показывает, что с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается и он готов приобрести его лишь за меньшую цену.

Однако, есть ситуации когда закон спроса не действует. А именно:

- при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;

- в отношении редких и дорогостоящих товаров, которые приобретаются с целью сбережения средств (антиквариат, ювелирные изделия и т.п.);

- когда спрос переключается с товаров менее качественных на товары более качественные, даже при снижении цен на первые;

- в отношении «товаров Гиффена», спрос на которые меняется в том же направлении, что и цена.

Товары Гиффена – это товары, которые имеют высокий удельный вес в потребительской корзине малоимущих потребителей.

На изменение величины спроса оказывают влияние, помимо цены, и другие факторы, так называемые неценовые факторы. К ним относятся:

1. Изменение доходов потребителей. Если доходы растут, то спрос на товары нормального качества повышается, на товары низшей категории качества падает и наоборот.

2. Изменение предпочтений потребителя (вкус, мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь проявляется «эффект присоединения к большинству».

3. Изменение цен на другие товары. Если товары являются взаимозаменяемыми (субституты), то изменение цены на один из них приводит к однонаправленному изменению спроса на товар-заменитель (например, уголь и мазут как виды топлива). Если товары являются взаимодополняющими (комплименты), то изменение цены на один из них приводит к разнонаправленному изменению спроса на дополняющий товар (например, лыжи и крепления к ним, фонарик и батарейки).

4. Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше спрос, и наоборот. При этом важен качественный состав покупателей (возраст, пол, национальность, вероисповедование и т.п.).

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается (возникает ажиотажный спрос), при ожидании снижения цен текущий спрос сокращается (формируется отложенный спрос).

Действие неценовых факторов спроса иллюстрируется на графике (рис. 2) как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).

Рис. 2. Смещение кривой спроса под воздействием

неценовых факторов спроса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: