Предложение(S) с качественной стороны, - это готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен на другое благо (обычно, деньги).
Величина предложения - это количество поставляемых на рынок товаров в данный период времени по каждой данной цене.
Основной фактор, влияющий на предложение - цена товара. Взаимосвязь между ценой товара и величиной предложения может быть интерпретирована с помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются яблоки. Исследование рынка дало информацию о предложении яблок, представленную в следующей таблице:
Таблица 2
Предложение яблок на рынке
Цена за 1 ц (усл. ед.) | Объем предложения (ц/мес.) |
Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на данном локальном рынке, и соединим их. На рисунке 3. представлена полученная кривая предложения.
Рис. 3. Кривая предложения
Зависимость между ценой товара и величиной его предложения на рынке регулируется законом предложения, согласно которому при повышении цены товара величина предложения растет, а при снижении цены – сокращается.
Таким образом, закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой товара и величиной предложения, которая может быть выражена следующим образом:
(2)
Графически зависимость между ценой и величиной предложения описывается кривой предложения (рис. 3.)
Кривая предложения – это линия, характеризующая зависимость между ценой на товар и величиной предложения его на товарном рынке. Она имеет положительный наклон. При снижении цены P величина предложения QS уменьшается, и наоборот.
Изменение цены ведет к изменению величины предложения, что отражается движением вдоль кривой предложения.
Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме по более высокой цене, так как при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.
Величина предложения может меняться не только в зависимости от цены товара, но и под воздействием так называемых, неценовых факторов. То есть по ряду причин при данной цене возможна поставка на рынок товаров в большем или меньшем объеме.
Рис.4. Смещение кривой предложения - изменение предложения
К неценовым факторам предложения относятся:
· изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;
· внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;
· перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;
· изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;
· перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;
· изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения. При этом кривая предложения смещается вправо при увеличении величины предложения или влево при уменьшении величины предложения, что отражено на рисунке 4.