Предложение и его факторы

Предложение(S) с качественной стороны, - это готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен на другое благо (обычно, деньги).

Величина предложения - это количество поставляемых на рынок товаров в данный период времени по каждой данной цене.

Основной фактор, влияющий на предложение - цена товара. Взаимосвязь между ценой товара и величиной предложения может быть интерпретирована с помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются яблоки. Исследование рынка дало информацию о предложении яблок, представленную в следующей таблице:

Таблица 2

Предложение яблок на рынке

Цена за 1 ц (усл. ед.) Объем предложения (ц/мес.)
   
   
   
   
   

Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на данном локальном рынке, и соединим их. На рисунке 3. представлена полученная кривая предложения.

Рис. 3. Кривая предложения

Зависимость между ценой товара и величиной его предложения на рынке регулируется законом предложения, согласно которому при повышении цены товара величина предложения растет, а при снижении цены – сокращается.

Таким образом, закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой товара и величиной предложения, которая может быть выражена следующим образом:

(2)

Графически зависимость между ценой и величиной предложения описывается кривой предложения (рис. 3.)

Кривая предложения – это линия, характеризующая зависимость между ценой на товар и величиной предложения его на товарном рынке. Она имеет положительный наклон. При снижении цены P величина предложения QS уменьшается, и наоборот.

Изменение цены ведет к изменению величины предложения, что отражается движением вдоль кривой предложения.

Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме по более высокой цене, так как при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.

Величина предложения может меняться не только в зависимости от цены товара, но и под воздействием так называемых, неценовых факторов. То есть по ряду причин при данной цене возможна поставка на рынок товаров в большем или меньшем объеме.

Рис.4. Смещение кривой предложения - изменение предложения

К неценовым факторам предложения относятся:

· изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;

· внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;

· перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;

· изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;

· перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;

· изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.

Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения. При этом кривая предложения смещается вправо при увеличении величины предложения или влево при уменьшении величины предложения, что отражено на рисунке 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: