Конкуренция

Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция - фор­ма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупа­телями, между покупателями и продавцами, в результате которой форми­руется рыночная цена, конкуренция между продавцами - неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продав­цами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто со­седствует со свои антиподом - монополией, означающей господство на рынке отдельного продавца.

Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции - основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объек­тивно возникает состязание, соревнование - конкуренция.

Конкуренция (от латинского слова "конкурере " - столкновение) - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция - это борьба за достижение лучших условий доступа к огра­ниченным ресурсам общества.

Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решают­ся вопросы: "Что? Как? Для кого?" следует производить. Конкуренция -способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к со­кращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресур­сов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложе­ния, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стре­мится предложить более высокую цену за дефицитный товар - цена по­вышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен про­изводить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что фак­торы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них суще­ствует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление мак­симизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпри­нимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки произ­водства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосос­тоянию общества в целом.

Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффек­тивностью использования факторов производства. Эффективное использо­вание ресурсов обеспечивает получение прибыли. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения:

· креативное (созидательное), направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

· приспособленческое, учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

· обеспечивающее (гарантирующее), направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: «лидеров» (фирмы, на долю которых приходится до 40% рынка); «претендентов на лидерство» (до 30% рынка); «ведомых» (до 20% рынка); «новичков» (до 10% рынка).

Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее энергичными, атакующими конкурентами выступают «новички».

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между производителями аналогичных товаров) и межотраслевой (между производителями различных отраслей).

Существуют разные методы конкурентной борьбы:

· ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию;

· неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама.

Все это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам).

Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует «недобросовестная, нечестная» конкуренция, под которой понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества и эффективности производства, а с использованием таких методов, как:

· продажа по цене ниже себестоимости;

· установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

· ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

· недобросовестное копирование товаров конкурентов;

· нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

· промышленный шпионаж и др.

От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой.

Итак, конкуренция - это необходимый инструмент рыночного меха­низма, достижения рыночного равновесия. Однако степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной.

Именно степень конкурентности рынка, ее формы и методы опреде­ляют структуру рынка - такие его основные черты, как: количество и размер фирм, функционирующих на рынке, характер производимых ими товаров, степень контроля над ценами со стороны отдельных участников рынка, легкость вхождения на рынок и выхода с рынка, доступность ры­ночной информации.

В зависимости от сочетания этих характеристик различают:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок несовершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: