Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции - это неценовые методы - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Прежде всего, конечно, дифференциация идет по качеству. Одни и те же потребности можно удовлетворить продуктами, имеющими одну потребительную стоимость, но разный уровень качества. Продукты могут различаться по надежности, функциональным свойствам, используемым материалам, дизайну и пр. Существенное значение может иметь вид и качество обслуживания покупателей: в одних магазинах вам объяснят назначение товара, покажут, как им пользоваться, упакуют, доставят на дом и пр., в других торговый процесс основан на самообслуживании, но цены значительно ниже, в третьих дают гарантию обслуживания после продажи товара и др. Все это влияет на намерения покупателя и заставляет его выбирать тот, а не иной товар.

Одни и те же товары могут продаваться в различной упаковке и различной фасовке, на них могут стоять разные торговые марки и торговые знаки. Большое значение для потребителя может играть в выборе товара близость расположения магазина, где его можно купить, поэтому размещение торговых точек - это тоже условие дифференциации покупаемого товара.

Все перечисленные условия дифференциации товаров создают возможность существования еще одного признака монополистической конкуренции - неценовой конкуренции.

В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, может как получить прибыль, так и понести убытки. Как правило, прибыльное производство какого-либо товара привлекает новых производителей, предложение данного товара увеличивается, соответственно уменьшаются цены, уменьшается или вообще исчезает прибыль, и наоборот.

В долгосрочном периоде фирма в монополистической конкуренции имеет тенденцию к безубыточности. Связано это с тем, что существующая конкуренция при высоких прибылях приведет к перепроизводству товаров и снижению цен, что восстановит равновесие. В случае низких цен количество произведенных товаров сократится, так как некоторые фирмы уйдут из отрасли, цены возрастут и прибыльность восстановится.

Кроме того, необходимо помнить, что существуют ограничивающие конкуренцию факторы, так как это не просто конкуренция, а монополистическая конкуренция. К таким факторам можно отнести следующие.

Во-первых, некоторые фирмы выпускают такой продукт, который сложно воспроизвести. Или они расположены в выгодном месте по отношению к покупателю, могут работать круглосуточно и, таким образом, постоянно иметь покупателей. Или, наконец, у них есть патент на производство данного вида продукции. Все это обеспечит фирме устойчивую прибыль.

Во-вторых, для вступления новых фирм в отрасль могут существовать финансовые барьеры в виде крупных начальных капиталов, покупки патентов и др.

В-третьих, постоянно идет дифференциация прибыли, так как различны размещение производителя по отношению к покупателю, сфера торговли, дифференциация товара у разных производителей.

Известно, что для достижения эффективного функционирования фирмы необходимо тройное равенство: цены, предельных издержек и средних издержек. Однако в условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни возможной производственной эффективности. Монополия всегда вызывает недоиспользование производственных мощностей и ресурсов для производства данного товара. Цена товара, как правило, больше предельных издержек. Это означает, что общество оценивает товар выше, чем он того стоит, чем затраты на его производство, а производители-монополисты производят продукции меньше, чем можно было бы производить. Отсюда более высокие издержки производства на единицу продукции, значительно отличающиеся от достижимого в аналогичных условиях минимума. Соответственно и цены будут выше, чем на чисто конкурентном рынке.

Следовательно, потребитель в данных условиях недополучает какое-то количество продукции и постоянно переплачивает за этот продукт из-за высоких цен. Не полностью загруженные мощности предприятия, и потребители, наказанные за это высокими ценами, все вместе составляют издержки монополистической конкуренции. Но нужно иметь в виду, что на практике отличия в прибыли и издержках производства на конкурентных предприятиях и предприятиях монополистической конкуренции не всегда бывают значительны, в то же время множество производителей дифференцированного товара в условиях монополистической конкуренции увеличивает плотность рынка и возможность выбора для потребителя.

Разумеется, те негативные моменты, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих предприятий. Они чаще всего останавливаются на дифференциации продукта и его совершенствовании.

Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору. Это тем более важно, что большинство предлагаемых модификаций отличаются друг от друга весьма незначительно, чаще всего только внешне.

Помимо дифференциации выпускаемой продукции, на данном этапе фирмы ведут работу по постоянному совершенствованию выпускаемой продукции и технологии ее производства на основе использования в производстве достижений науки и техники. Причем удачная работа одной фирмы по улучшению продукта служит стимулом для других: если они, в свою очередь, ничего не сделают в этом направлении, то проиграют на рынке и могут разориться. Полученная от улучшения прибыль может быть использована на дальнейшее совершенствование продукта и производства.

Применение фирмой способов, не связанные со снижением цены, с помощью которых она стремиться увеличить объем продаж, называется неценовой конкуренцией. Ее основными формами являются:

· повышение качества продукции путем совершенствования технических характеристик товаров;

· улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;

· производство товаров-заменителей;

· улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;

· использование массовой рекламы и т.п.

Важная роль в продвижении товаров не рынке принадлежит рекламе. Реклама всегда должна приспосабливать потребительский спрос к выпускаемому продукту. Ее основная задача - увеличивать количество продаваемых изделий за счет привлечения дополнительных покупателей. В общественном производстве реклама выполняет следующие функции:

во-первых, реклама предоставляет потребителю информацию, которая позволяет ему ориентироваться в товарном мире и делать разумный выбор;

во-вторых, она поддерживает все отрасли национальной системы связи, так как фактически во всех странах СМИ существуют в основном за счет рекламы;

в-третьих, реклама стимулирует изменения в продукте, его совершенствование;

в-четвертых, реклама способствует повышению эффективности производства, так как удачно разрекламированный продукт начинает пользоваться большим спросом, и производитель расширяет производство, получает больший доход, большую прибыль;

в-пятых, реклама поддерживает конкуренцию, так как посредством нее происходит борьба за потребителя;

в-шестых, реклама способствует полной занятости, стимулируя высокие уровни потребительских расходов, а, следовательно, дополнительный доход для производителей и возможность расширять производство.

В то же время, реклама оказывает на общество и отрицательное влияние. В частности, она навязчиво убеждает потребителя, что купить нужно именно этот товар, и никакой другой. Далее все расходы на рекламу не участвуют в создании продукта, не увеличивают объемы производства, т.е. эти расходы непроизводительны. Рекламой пользуются все фирмы, в том числе производящие конкурирующие товары. Поэтому реклама одной фирмы, по сути, отрицает рекламу другой, они как бы уничтожают друг друга. Кроме того, активное использование рекламы способствует сохранению и росту монополий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: