Содержание

1. Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике

2. Природа фирмы как рыночного института

3. Ценные бумаги и фондовая биржа

4. Этика бизнеса

1. Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике

Предпринимательство можно определить как творческую деятельность, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создания новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. При этом предпринимательство характеризуется обязательным использованием – будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности или основание для нового предприятия или отрасли.

Родоначальником теории предпринимательства был Й. Шумпетер, который в своей книге "Теория экономической динамики" (1911 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что "нормой" здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей.

Более развитую "австрийскую" теорию предпринимательской функции создал специализировавшийся в данной области И. Кирцнер. Он связывает предпринимательскую деятельность не с разрушением равновесия, как Шумпетер, а с движением к равновесию.

Естественно, что реальная рыночная экономика постоянно находится в неравновесии. Информация в ней не бывает полной и равномерно распределенной, а поэтому человек, обладающий повышенной "чуткостью" (alermess) к возможностям извлечения прибыли, может заработать на арбитражных сделках, т.е. на спекуляции в нашем понимании этого слова. Этот человек, которого Кирцнер и считает предпринимателем, может купить товар по дешевой цене, а продать его в другом месте или в другое время по более дорогой. В результате последующей конкуренции ситуация становится более равновесной, т.е. цены на разных рынках выравниваются и возможность непредсказуемых и прибыльных арбитражных сделок исчезает. Свою функцию Кирцнеровский предприниматель может выполнить, не имея собственного капитала и даже особого воображения. Достаточно просто раньше других заметить валяющуюся на улице десятидолларовую бумажку и быстро поднять ее - такой аналогией Кирцнер обычно поясняет сущность предпринимательства в своей трактовке

В настоящее время в мире крупной индустрии доминирует фигура предприниматель-менеджер, выполняющий свою предпринимательскую функцию, не вследствие обладания капиталом, которым он вообще владеет, то лишь в небольшой степени, а в силу реального или припысываемого ему потенциала специфически предпринимательских, управленческих и коммерческих знаний и умений.

Предпринимательская функция не просто переходит от собственника к высшим менеджерам, а расщепляется или распределяется по всей управленческой пирамиде компании. Порой нетривиальное, предпринимательское решение принимает менеджер весьма низкого ранга. Даже продавец, нашедший индивидуальный подход к покупателю и убедивший его совершить покупку, в некотором смысле является предпринимателем. Менеджеры более высокого уровня проявляют свой предпринимательский талант прежде всего в подборе и расстановке творчески работающих кадров.




double arrow
Сейчас читают про: