(продолжительность – 5 минут)
Завершая краткий обзор периода зарождения русской философской мысли, подведем основные итоги:
1. Русская оригинальная философская мысль зародилась в 11 веке в связи с утверждением христианства на Руси. Первым оригинальным отечественным мыслителем следует признать митрополита Иллариона, который в своей работе «Слово о законе и благодати» поставил вопрос об исторической судьбе Руси, показал позитивное значение христианства для духовной и социальной жизни русского народа.
2. Важнейшей идеей, ставшей доминантой русского самосознания на протяжении всей истории России, стала идеологема «Москва – Третий Рим», обоснованная в 16 веке старцем Филофеем. Согласно этой идее, миссия русского народа состоит в том, чтобы быть хранителем единственно истинной православной веры.
3. Важнейшим достижением русской философии эпохи Просвещения стало возникновение светской системы образования, а именно создание Академии наук и открытие Московского университета, одним из трех факультетов которого был философский, а также появление плюрализма направлений и школ.
|
|
4. Главной проблемой русской философии первой половины 19-го века стал вопрос о путях развития России, ее исторической миссии и судьбе. Диаметрально противоположные ответы на этот вопрос давали западники во главе с Герценом, ратовавшие за европейский путь развития России, и славянофилы, представленные Киреевским и Хомяковым, выступавшие за сохранение общинного образа жизни, движение России по особому пути под водительством Православной церкви.
Мы также выяснили, что русской философии свойственны такие особенности как нравственно-антропологический характер, рассредоточенность во всем контексте духовной культуры, включая литературу, публицистику, живопись, до-систематический характер. Центральными идеями в русской философии стали положения о цельном познании, о соборности как «свободе во Христе», вера в особую миссию русского народа и возможность переустройства общества на началах Добра и Справедливости.
В середине XIX века, по признанию Н.О. Лосского, заканчивается детство русской философии, в лице «западников» и «славянофилов» мы встречаем первых истинно самобытных русских мыслителей. Но период расцвета русской философской мысли еще впереди, и мы его рассмотрим на следующей лекции.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 135-149.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 194-204.
3. Киричек А.В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: АГПС, 2010, с. 3-79.
|
|
Дополнительная литература:
4. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, № 1, 2.
5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IC - CIC вв. Л., 1989.
6. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Спб., 1995.
8. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001.
9. Златоструй. Древняя Русь. X - XIII вв. - М.: Мол. Гвардия, 1990.
10. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991.
11. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. – М.: Правда, 1991.
12. Хомяков А.С. О старом и новом. - М., 1988.
[1] Ориген (ок. 185 - 253/254) -- христианский теолог, представитель ранней патристики.
[2] Мессия [от др.-евр. машиах, букв. — помазанник] -- в иудаизме и христианстве: спаситель, который должен явиться на Землю для установления царства Божьего. Когда говорят о мессианизме целого народа, то имеют в виду его спасительную миссию в истории мира.
[3] Имеются в виду такие направления и мыслители, как схоластика Фомы Аквината, рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, критицизм И. Канта, панлогизм Г. Гегеля, позитивизм О. Конта и Г. Спенсера, неопозитивизм Р. Карнапа, М. Шлика.
[4] Речь идёт о мистике М. Экхарта и Я. Бёме, «философии сердца» Б. Паскаля, «философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, экзистенциализме С. Киркегора, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса.
[5] Лосев А.Ф. Указ. соч., с. 68-69.
[6] Громов М.Н. Указ. статья, с. 54.
[7] Достаточно условная дата – год высылки плеяды выдающихся русских философов (Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, Л. Шестова и др.) из Советской России за границу на так называемом «философском пароходе».
[8] Цит. по кн.: Громов М.Н., Козлов Н.С. Указ. соч., с.99.
[9] Радонеж, древнерусский город 14-16 вв. (остатки древнего Радонежа — ныне городище в д. Радонеж Сергиево-Посадского р-на Московской обл.). Ремесленный центр, резиденция удельного князя. Родина Сергия Радонежского.
[10] Этот и другие эпизоды из жизни Сергия запечатлены известным отечественным живописцем М.В. Нестеровым (1862 – 1942). Сегодня эту своеобразную «биографию в красках» подвижника каждый желающий может увидеть в одном из залов Третьяковской галереи в Москве.
[11] Цит. по: «Сергий Радонежский» (статья) // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2004. - М., 2004 (на DVD).
[12] Первым русским патриархом стал московский митрополит Иов.
[13] К лучшим поэтическим произведениям Ломоносова о природе относят две оды, написанные в 1743 году: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Божием величестве».
[14] Крупные представители русского масонства – профессор Московского университета Иван Григорьевич Шварц (нем. Иоганн Георг), (1751 - 1784), общественный деятель и книгоиздатель Николай Иванович Новиков (1744 - 1818),
[15] Крупнейшим последователем Вольфа был русский философ, литератор, музыкант, сенатор Григорий Николаевич Теплов (1717-79).
[16] Сторонниками деистического материализма были профессора философии Московского университета Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-88), Андрей Михайлович Брянцев (1749-1821).
[17] Цит. по: Лосский Н.О. Указ. соч., с. 33.
[18] Там же, с. 38.
[19] Там же, с. 41.
[20] Как отмечает Н.О. Лосский, Хомяков изобрел паровой двигатель, отослал его на выставку в Лондон и получил патент. Другим техническим изобретением Хомякова стало ружье для дальней стрельбы. // Лосский Н.О. Указ. соч., с. 47.
[21] Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991, с. 51
[22] Как отмечает Н.О. Лосский, под словом «церковь» Хомяков всегда понимает Православную Церковь, а по отношению к католицизму применяет термины «папизм», «романизм», «латинство», но не «церковь». // Лосский Н.О. Указ. соч., с. 52.
[23] Историософия – учение о внутреннем, духовно-нравственном и метафизическом смысле истории.
|
|
[24] Богучарский В. Чаадаев (статья) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890 – 1907) - М., 2003 (на 6 CD-дисках).
[25] Цит. по: Проскурина В.Ю. О жизни и мышлении Чаадаева // Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. – М.: Правда, 1991, с. 3.
[26] Богучарский В. Указ. статья.
[27] Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. – М.: Правда, 1991, с. 25.
[28] Там же, с. 34.
[29] Проскурина В.Ю. Указ. соч., с. 20.
[30] Цит. по: Проскурина В.Ю. Указ. соч., с. 20.
[31] Лосский Н.О. Указ. соч., с.80.
[32] Цит. по: Соловьёв Е.А. Указ. соч., с. 453.
[33] Цит. по: Соловьёв Е.А. Указ. соч., с. 430.