Суходольные луга

Характерны для России, как правило, вторичны: возникают на месте сгоревшего или погибшего по разным причинам леса. Луг, на освободившейся от леса площади возникает в тех случаях, когда на осветлившемся месте разрастаются опушечно - лесные, сорные и сорно-полевые травы, вытесняя сохранившиеся лесные растении и мхи. Меняется и водный режим, верхние горизонты почвы быстро иссушаются. Позже возобновлению леса препятствуют образование сплошной злаковой дернины, сенокошение, пастьба скота. Суходольные луга могут возникать на месте заброшенных пашен.

Обратили внимание, что на суходольном лугу мало специфических растений. Сюда мигрируют виды менее требовательные к постоянному увлажнению и минеральному питанию. Здесь преобладают растения семейств мятликовые, астровые и бобовые. Наблюдается приуроченность определенных видов мятликовых к режиму влажности и составу почв суходолов. Так, на суходольных лугах с легкими песчаными и супесчаными почвами встречаются полевица обыкновенная, белоус торчащий, овсяница овечья; на суходолах с более тяжелыми почвами - душистый колосок, трясунка средняя, гребенник обыкновенный, овсяница красная.

Астровые суходолов мало специфичны. Это, главным образом, те же виды, что заселяют залежи, межи, обочины полей. Из бобовых для суходолов характерны клевер горный, люцерна хмелевидная и серповидная,. Обратили внимание, что разнотравье суходольного луга принадлежит к разным жизненным формам и экологическим группам.

Под пологом трав суходольного луга нередко много мхов. Биологическая и хозяйственная продуктивность суходолов невелика, использование их в качестве сенокосов и пастбищ требует комплексных мер улучшения. Неправильное использование таких лугов превращает их в бросовые земли.

Описали растения суходольного луга, заполнили таблицу.

13. 09.09.

Работа на кафедре. Определение видов растений,.гербаризация, оформление индивидуальных заданий и дневников.

14. 07. 09.

Изучение растительности болот.

Болотами называют участки суши, для которых характерно избыточное увлажнение сточными или проточными водами. Болота различаются друг от друга своим положением, уровнем грунтовых вод, наличием или отсутствием процесса торфообразования, общим характером растительного покрова и экологическими особенностями произрастающих на них растений.

Формирование болот в природе может происходить в результате зарастания и заиления водоемов или в результате повышения влажности прежде сухого или умеренно увлажненного местообитания. Многие болота возникли в послеледниковый период в результате зарастания озер.

По характеру увлажнения различают три типа болот: низинные, переходные и верховые. По составу растительности различают болота травяные, моховые и лесные.

Низинные болота образуются в местах выхода грунтовых вод и скопления их в пониженных местах, они также получают влагу осадков. На низинных болотах по ковру зеленых мхов растут различные осоки, плотнокустовые злаки, а из древесных растений встречаются береза пушистая, ольха черная, иногда ель, можжевельник.

Переходные болота возникают при зарастании бедных минеральными солями водоемов, поэтому растения переходных болот приспособлены переносить небольшое их содержание в почве и закисленность ее. Значительное место среди таких растений занимают торфяной мох - сфагнум, пушица тонкая, осока вздутая, багульник, клюква и растения верховых болот.

В ходе экскурсии изучили подробнее территорию верхового болота.

Верховые болота не связаны с грунтовыми водами и возникают в результате заболачивания суши (на лугах, полях, в лесах) или заторфовывании водоемов, т.е. в таких условиях, когда выпадают обильные осадки, а летнее испарение влаги невелико.

Поверхность болота благодаря интенсивному торфонакоплению приобретает выпуклую форму.

Типичные верховые болота своим возникновением обязаны тому, что определенные виды сфагновых мхов при избыточном количестве осадков растут в высоту, а нижняя их часть в анаэробных условиях превращается в торф. Благодаря имеющимся водоносным клеткам торфяные мхи впитывают и удерживают большое количество воды (по весу в 30-40 раз больше сухого веса мха), что затрудняет ее испарение с поверхности болота.

На торфяных болотах многие растения имеют ксероморфное строение, которое связано с недоступностью воды для растений из-за низкой ее температуры под слоем торфа и высокой кислотности. Листья этих растений плотные, кожистые, с толстой кутикулой, с блестящей верхней стороной и беловатой нижней от воскового налета или опушения, или свернутые, мелкие (клюква, брусника, багульник, вереск, пушица).

15.07.09.

Работа на кафедре. Определение видов растений, гербаризация, оформление индивидуальных заданий и дневников.

16. 07. 09.

Изучение ядовитых растений.

Ядовитыми растениями называются такие, которые, попадая в организм человека или животных, иногда даже в незначительных количествах, способны вызвать серьезные нарушения физиологических процессов и даже явиться причиной смерти.

Ядовитые свойства растений связаны с тем, что в различных органах их образуются и накапливаются ядовитые химические вещества - алкалоиды, глюкозиды, токсины, органические кислоты и др.

Особенностью растительных ядов является способность их концентрироваться в определенных органах человека или животных, поражать важнейшие жизненные центры организма. Незначительные количества таких растительных ядов, как например, конина, никотина, соланина, вызывают паралич нервных центров, сердца и органов дыхания, центров головного и спинного мозга. Сапонины, которые часто обнаруживаются у растений семейства гвоздичные и первоцветные, являются ядами крови, так как растворяют красные кровяные тельца.

Глюкозиды, свойственные многим растениям различных семейств, являются также весьма опасными веществами для жизни животных, особенно когда они поедают свежие растения на пастбище или в виде скошенной зеленой травы.

В ходе экскурсии знакомитлись с видовым составом ядовитых и вредных растений по гербарию на кафедре, затем со встречающимися во время прохождения практики, собрали их для гербария. Экскурсия проходила в районе Юрьева монастыря и его окрестностей.

17.07.09

Работа на кафедре. Определение видов растений,.гербаризация, оформление индивидуальных заданий и дневников.

18.09.09.

Проводили в районе д. Ермолино.

Изучали в процессе экскурсии лесные, водные, луговые, придорожные растения.

Изучали видовое разнообразие фенологических фаз, что очень важно для организации сборов лекарственных растений. В ходе экскурсии дополнительно были выявлены: сушеница топяная, шлемник, вех ядовитый, папоротник, копытень европейский, хмель.

Проводили наблюдение по изучению морфологических особенностей этих растений. Определяли неизвестные растения,.

19. 07. 09.

Совершили обзорную экскурсию по основным местам проведения практики.

В рабочей тетради отмечали особенности экологических условий, фазы растений. Их жизненные формы, практическую пользу. Собирали растения для гербаризации и раздаточного материала на занятия, результаты заносили в таблицу.

20. 07. 09

Оформление дневника, отчета, отчета по индивидуальному заданию, сдача зачета.

Зачет проходил в форме конференции, в процессе которого выделились основные рабочие моменты практики, отмечалось видовое разнообразие различных экологических групп растений.

Отчет:

Практика проходила с 6 по 20 июля.

В ходе практики:

1. Изучали видовое разнообразие флоры районов практики.

2. Изучали основные виды фитоценозов.

3. Проводили фенологические наблюдения

4. Определяли запасы некоторых видов растений с целью закрепления знаний ресурсоведения.

5. Определение видового разнообразия растений с целью определения более ценных видов.

6. Работы по индивидуальному заданию.

7. В результате практики было выявлено и определено более 200 видов растений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: