Статистическая база регионального анализа

1.1. Источники информации для регионального анализа. на первый взгляд, система государственной статистики полностью отвечает требованиям, выполнение которых необходимо для анализа региональной экономики. Но, поскольку в прежней централизованной системе регион не являлся в полном смысле экономическим субъектом, это отражается и на содержании региональной статистики. Сложившаяся структура статистической информации не настроена на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик.

Сведения о современной структуре статистических данных дает статистический сборник "регионы России", регулярно выпускаемый с 1997 года. Первый том данного сборника содержит унифицированные экономические показатели по каждому субъекту федерации. это 79 показателей, в том числе ВРП, численность населения, среднедушевые доходы, объем промышленного производства, розничный товарооборот. Второй том включает информацию по отдельным подсистемам региональных экономик (по каждому субъекту федерации, начиная с 1985 года)

Главным методологическим направлением совершенствования региональной статистики сегодня является создание системы региональных счетов, совместимой с системой национальных счетов. Система национальных счетов фиксирует процессы производства и перераспределения конечного продукта и доходов. Госкомстат ведет расчет ряда показателей региональных счетов, начиная с 1994 года. В частности, рассчитывается валовый региональный продукт, расходы на конечное потребление, инвестиции в основной капитал, валовая добавленная стоимость, общий выпуск товаров и услуг. Особую ценность представляют расчеты ВРП, определяемого как разность между суммой выпуска и суммой промежуточного потребления.

1.2. Проблемы разработки системы региональных счетов. Разработка системы региональных счетов встречает следующие трудности.

1. Распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.), или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.).

2. Разделение экономических субъектов, действующих на территории региона, на резидентов и нерезидентов. В системе региональных счетов отдельного региона должна отражаться только деятельность резидентов. так доходы приезжающих в Екатеринбург на заработки, должны отделяться от доходов постоянных жителей города. Пока доходы учитываются по территории в целом, без деления на резидентов и нерезидентов.

3. Учет ввоза и вывоза товаров и услуг, а также движения денег. Статистика межрегионального обмена по своей полноте значительно уступает статистике внешней торговли, хотя степень открытости региональной экономики гораздо выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: