Зарождение региональной экономики и развитие в рамках Западной школы

Теоретические основы региональной экономики

Теория региональной экономики в идеале должна содержать объяснение закономерностей и принципов рационализации экономического пространства. Развитие различных типов регионов, межрегиональных взаимодействий, размещение видов деятельности и населения. Однако до настоящего времени развитие региональной экономики как науки не привело к созданию общепризнанной синтетической теории. Это развивающаяся наука.

При этом теория современной региональной экономики включает в себя достижения различных исторических периодов и многих национальных научных школ.

Можно выделить 3 этапа развития теоретических основ региональной экономики:

Ø Зарождение теории региональной экономики и её развитие в рамках науки Западной школы.

Ø Развитие региональной экономики в СССР.

Ø Современные направления развития региональной экономики.

Зарождение региональной экономики и развитие в рамках Западной школы

До конца 19 века фактор пространства практически отсутствовал в экономической теории. Экономическая мысль развивалась как теория точечной экономики или замкнутой страны без размера.

Ø Теория сельскохозяйственного штандорта (местоположения) Тюнена.

Становление теории размещения принято связывать с выходом в 1826г. книги немецкого экономиста Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этой работы было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.

Тюнен предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорционально весу груза и дальности перевозок.

Тюнен доказал, что в рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства – это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство.

Для своего времени он выделил 6 зон:

· Высокопродуктивное пригородное хозяйство

· Лесное хозяйство

· Плодосеменное хозяйство

· Выгонное животноводство

· Трёхпольное хозяйство

· Зона скотоводства

Расстояние зон размещения от города-центра сбыта определяется по простым формулам. Пусть имеется 2 с/х культуры, доходности которых на единицу продукции составляют m1 и m2. Объёмы их производства v1 и v2. Транспортный тариф – t. Расстояние от центра до точки, разграничивающей посевы двух культур – r.

Это расстояние находится из уравнения безразличия, т.е. равенства разности между доходами и транспортными затратами:

v1*m1 – rtv1 = v2*m2 – rtv2

r = (v1*m1 – v2*m2) / t*(v1 – v2)

Одновременно Тюнен сформулировал основные положения теории земельной ренты по местоположению. Определённый продукт продаётся по одной и той же цене независимо от места его производства. Земельная рента равняется величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно ближе к центру. Она максимальна в 1 кольце и падает по мере удаления от центра. Т.е. минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственной продукции соответствует максимуму земельной ренты.

Работа И.Тюнена была первым примером использования абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Её важное методологическое значение признано в мировой экономической науке.

Ø Теория промышленного штандорта Вебера.

Основной труд немецкого экономиста и социолога Вебера «О размещении промышленности: чистая теория штандорта» был опубликован в 1909г.

Вебер поставил перед собой задачу создать общую (чистую) теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он вводит в рассмотрение новые факторы размещения и ставит более общую оптимизационную задачу: минимизация общих издержек производства, а не только транспортных.

Теория Вебера исходит из нескольких допущений:

ü Распределение сырьевой базы и размещение центров потребления промышленной продукции и объёмы спроса в них заданы.

ü Уровни заработной платы различаются для разных мест размещения, но в них постоянны.

ü Производство осуществляется одним технологическим способом.

ü В перевозках используется один вид транспорта.

Вебер использовал в качестве факторов размещения затраты на транспорт, рабочую силу, а также фактор агломерации, который обеспечивает совокупную экономию от размещения предприятий в одном месте.

По Веберу факторы размещения – это экономическая выгода от размещения производства в данном месте, которая возникает в результате сокращения относительных издержек по производству и сбыту продукции.

Вебер последовательно проводит анализ по 3м факторам: транспорт, рабочая сила и агломерация. Соответственно выделяются и 3 основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Подход Вбера имеет простую графическую интерпретацию. Для поиска оптимального места размещения в теории Вебера вводят понятие «склад» и «штандортная фигура».

Склад – место получения исходного материала (место добычи или производства). Для каждого места потребления по каждому виду продукции можно построить геометрическую фигуру, связывающую n складов и мест потребления. Это сочетание названо Вебером «штандортная фигура».

Рассмотрим каждый из факторов.

Транспортный фактор.

Транспортные затраты представляют собой денежные выражения стоимости перемещения в пространстве. Максимальная прибыль для предприятия обеспечивается в том месте, где транспортные затраты минимальны.

В случае двух складов М1 и М2 и одного места потребления К штандортная фигура образует треугольник М1М2 К.

Для поиска оптимальности по транспортным затратам штандорта учитывается соотношение транспортных затрат на поставку потребляемых материалов и на доставку до места потребления готовых продуктов. Оптимальное место размещения находится в центре тяжести треугольника.

В общем случае, когда при размещении производства учитывается m – возможных источников ресурсов и с – возможных рынков сбыта, размещение ориентируется на минимум совокупных транспортных затрат:

irigi + irigi, где

ti – транспортный тариф на доставку единицы сырья от его источника до места производства.

ri – расстояние между источником сырья итого вида и местом производства.

gi – объем перевозимого сырья

tj, rj, qj – те же параметры, относящиеся к доставке готового продукта от его места производства до места сбыта.

Из уравнения следует, что величина минимальных транспортных затрат Т меняется от изменения спроса на разных рынках. Если есть возможность взаимозамены различных видов сырья, минимальные транспортные затраты зависят от объемов производства. Таким образом реализуется взаимозависимость между масштабами производства (через спрос на сырье), выбором места размещения предприятия (через величину транспортных затрат) и спросом на конечную продукцию.

Фактортрудовыхресурсов

Оказывает влияние на размещение производства двояким образом:

· через издержки на труд

· через уровень производительности труда

Экономическое выражение издержек на труд – зарплата, которая различается по регионам. По Веберу места, где по уровню ЗП и производительности труда имеются самые низкие издержки на рабочую силу, называются «рабочие пункты».

Поскольку рабочая сила предполагается немобильной, а распределение ее локализовано, то размещение рабочих пунктов оказывается заданным.

Если к схеме размещения предприятий, полученной на основе учета транспортного фактора, добавить расположение рабочих пунктов, то либо произойдет перемещение оптимального размещения в рабочие пункты, либо при отсутствии стимулов к такому перемещению предприятие останется в месте с минимальными транспортными затратами.

В анализе процессов перемещения используется понятие изодапаны – кривой, которая соединяет точки с одинаковыми отклонениями от минимальных транспортных издержек. Изодапана, на которой отклонения от минимальных транспортных равны экономии на издержках на рабочую силу, наз-ся критической. Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещения производства из транспортного в рабочий пункт выгодно, а если вне ее, то нет.

Пример:

Р – оптимальное размещение предприятия с учетом транспортного фактора.

А1, А2, А3 – изодопаны, соответсвующие росту транспортных затрат на 1, 2 и 3 рубля соответственно на тонну продукции по сравнению с аналогичными затратами в пункте Р.

Издержки на рабочую силу в пункте L1 дают экономию в 3 руб., а в пункте L2 – 2 руб. по сравнению с аналогичными издержками пункта Р.

Тогда перемещение производства из пункта Р в пункт L2 выгодно, т.к. L2 лежит внутри своей критической изодопаны, значит увеличение транспортных затрат будет меньше, чем экономияна издержках на рабочую силу. А перемещение из Р в L1 невыгодно, т.к. L1 лежит вне своей критической изодопаны.

Интенсивность влияния трудового фактора на размещение производства зависит от абсолютной величины издержек на рабочую силу на единицу продукции, разницы в затратах на труд в различных пунктах размещения, величины транспортных затрат и транспортных тарифов.

В случае, когда и транспортные и трудовые затраты при разных вариантах размещения оказываются одинаковыми, определяющим фактором становится агломерациооные (деагломерационные) факторы, в основе которых лежит экономия от масштабов производства.

Агломерационные факторы связаны с получением дополнительной экономии на затратах при совместном размещении в одном пункте различных производств. Она возникает за счет взаимодействия производств различного типа, близости к сервисным отраслям, улучшения доступа к рынку, экономии на масштабе производства.

При увеличении концентрации производства в одном пункте размещения может возникнуть деагломерационная или отрицательная экономия, которая может быть вызвана, напр.

1) увеличение транспортных затрат на доставку сырья при использовании более отдаленных источников

2) ростом цен на землю

3) с более высокой ЗП в случае профессиональной организованности в крупных центрах

Величина экономии от агломерации рассчитывается на единицу продукции, наз-ся индексом экономии от агломерации.

Каким образом агломерационный эффект влияет на выбор пункта размещения:

Известно, что при изолированном размещении 3х фирм, исходящих из минимальных транспортных затрат, пункты размещения выбраны в точках А, В и С. Известно, что при размещении всех 3х фирм вместе возникает агломерационый эффект. Каждая из фирм готова изменить пункт размещения и увеличить транспортные затраты, поскольку предпочитаемый агломерационный эффект перекроет возможные потери.

Пункты размещения, которые удовлетворяют всем 3м фирмам, расположены внутри обл. авс (пересечение изодопан).

Ø Теория центральных мест Кристаллера

Первая теория размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выделил К. в труде «Центральные места в Южной Германии» (1933).

Центральные места по К – это экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи – зоны сбыта. Согласно К, зоны сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные 6-тиугольники, пчелиные соты, и вся заселенная территория покрывается 6-тиугольниками без просветов – это т. наз. Кристаллеровская решетка. Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для обслуживания и покупок.

Теория К., хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформировать общие представления о целесообразности расселения на том или ином месте. Ее можно рассматривать как теорию, дающую идеальный эталон системы расселения, с которой следует сравнивать складывающиеся в реальности расселения с целью их совершенствования.

Ø Развитие западной теории размещения в 1й половине ХХ века

Можно выделить 3 основных направления развития теории региональной экономики в это время.

1) Построение «чистых» теорий размещения.

Т.е. выбор относительно простой абстрактной ситуации и ее глубокий количественный анализ, завершающийся выводом математической формулы либо определенных точных правил поведения.

Типичный пример «чистой» теории – выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизировать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему решил немецкий ученый Лёш, отталкиваясь от идеи Кристаллера. Суть решения состоит в следующем: фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской решетки и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах своего правильного 6-тиугольника.

2) Создание более общих теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты.

Сюда можно отнести исследования, рассматривающие не одно, а несколько взаимосвязанных предприятий, или объединение теории с/х и промышленных штандортов, или переход от минимизации издержек транспортных и производственных к максимизации прибыли или дохода, или введение в рассмотрение новых факторов (цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики).

3) Конструирование общей теории размещения на основе моделей пространственного экономического равновесия.

Научным базисом этого направления явл-ся классическая модель общего равновесия Вальраса. Построение модели общего пространственного равновесия – задача чрезвычайной сложности. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать в себя математическое описание условий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирование региональных рынков, межрегионального обмена, миграции населения, образования цен и многое другое. Исследования в этой области составляют одно из современных направлений развития теории региональной экономики.

Лёш создал первую полную теорию пространственного экономического равновесия («Пространственная организация хоз-ва» 1940 - война). Признание получил позже.

После войны исследование проблем региональной экономики получило дальнейшее развития. На этом этапе авангардную роль сыграл американский ученый Айзард. В своих многочисленных трудах («Размещение и экономика пространства» 1956) он адаптирует методы макроэкономики для исследования регионов и межрегиональных связей, разрабатывает модели пространственного равновесия, размещенческих игр, модели формирования промышленных комплексов и т.д.

В 1954 г. по инициативе Айзарда в США создается Ассоциация Региональных Наук, которая в 1960 году получает международный статус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: