Виды чувств

       
   
 
 


Низшие Высшие

           
   
 
   
 
 


моральные интеллектуальные эстетические

       
 
   
 


чувство

удивления чувство

сомнения чувство

уверенности чувство

удовлетворения

Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей человека в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т.д.

Высшие чувства возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей человека. Это моральные, интеллектуальные, эстетические чувства.

Моральные (нравственные) – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному поведению. Это чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, любви и ненависти.

Интеллектуальные – связаны с умственной деятельностью:

1. чувство удивления возникает, когда человек встречается с чем-то новым, неизвестным;

2. чувство сомнения возникает при несовпадении предположения и фактов (побуждает к тщательной проверке полученных данных);

3. чувство уверенности рождает сознание истинности, которая выяснилась при проверке;

4. чувство удовлетворения вызывает результативная деятельность.

Эстетические – чувства красоты, восхищения прекрасным, источниками эстетических чувств являются произведения искусства, природа, человек.

5. Работая над воспитанием культуры проявления эмоций и чувств у учащихся, надо идти в 2х направлениях:

- во- первых, развивать высшие положительные чувства, подавляя ими отрицательные. Развитию высших чувств способствует чтение книг, просмотр фильмов, посещение театров, занятие живописью, прикладным искусством и народными промыслами, а также экскурсии и путешествия;

- во-вторых, формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности. Для того чтобы сформировать у учащегося положительное отношение к тому, что ему безразлично или даже неприятно, следует связать это безразличие с единственно важными мотивами деятельности.

При формировании умения владеть собой, надо использовать механизмы саморегулирования. Например: подавление одного сильного чувства другим (страх подавляется стыдом); другой прием подавления чувства – обесценивание объекта чувств (по типу «Лиса и виноград»). Умению владеть собой способствует самоотвлечение и самоободрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: