Низшие Высшие
моральные интеллектуальные эстетические
чувство
удивления чувство
сомнения чувство
уверенности чувство
удовлетворения
Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей человека в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т.д.
Высшие чувства возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей человека. Это моральные, интеллектуальные, эстетические чувства.
Моральные (нравственные) – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному поведению. Это чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, любви и ненависти.
Интеллектуальные – связаны с умственной деятельностью:
1. чувство удивления возникает, когда человек встречается с чем-то новым, неизвестным;
|
|
2. чувство сомнения возникает при несовпадении предположения и фактов (побуждает к тщательной проверке полученных данных);
3. чувство уверенности рождает сознание истинности, которая выяснилась при проверке;
4. чувство удовлетворения вызывает результативная деятельность.
Эстетические – чувства красоты, восхищения прекрасным, источниками эстетических чувств являются произведения искусства, природа, человек.
5. Работая над воспитанием культуры проявления эмоций и чувств у учащихся, надо идти в 2х направлениях:
- во- первых, развивать высшие положительные чувства, подавляя ими отрицательные. Развитию высших чувств способствует чтение книг, просмотр фильмов, посещение театров, занятие живописью, прикладным искусством и народными промыслами, а также экскурсии и путешествия;
- во-вторых, формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности. Для того чтобы сформировать у учащегося положительное отношение к тому, что ему безразлично или даже неприятно, следует связать это безразличие с единственно важными мотивами деятельности.
При формировании умения владеть собой, надо использовать механизмы саморегулирования. Например: подавление одного сильного чувства другим (страх подавляется стыдом); другой прием подавления чувства – обесценивание объекта чувств (по типу «Лиса и виноград»). Умению владеть собой способствует самоотвлечение и самоободрение.