Волевые действия, как и вся психологическая деятельность, являются функцией головного мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты.
Причина их возникновения лежит в окружающем мире. Произвольные движения происходят на основе сложных систем нервных связей двигательной области коры головного мозга, расположенной в темени. Двигательная область коры находится под воздействием информации. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит пусковым механизмом двигательной реакции. Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система (Казаков).
Таким образом, волевое действие имеет рефлекторную природу и является отражением внешних обстоятельств.
2. Волевое действие складывается из 2х основных этапов:
1. Подготовительный этап – этап мысленного действия: осознание цели, определение путей и средств ее достижения, принятие решения. При постановке цели очень важно осознать ее доступность, т.к. цель, которую человек не в силах достичь, порождает привычку не доводить начатое дело до конца, а легко доступные цели не развивают воли. Таким образом, цели должны быть доступны человеку, но требовать волевых усилий для их достижения. Только такие цели определяют подлинное волевое поведение.
|
|
Содержание подготовительного этапа различно в зависимости от того, какие возникают препятствия для достижения цели. При наличии внутренних препятствий (страх, лень, утомление) подготовительный этап принимает характер борьбы мотивов (хочешь не хочешь, а надо).
Если есть только внешние препятствия, борьба мотивов отсутствует, тогда обдумываются средства достижения цели, выбирается конкретный способ действий, наиболее подходящий в данных условиях.
Подготовительный этап завершается принятием решения.
2. Исполнительный этап – реализация принятого решения. Исполнение может иметь двоякую форму: а) форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и б) форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок, например воздержание от подсказки, от желания грубо ответить старшему и т.д.).
Результатом волевого действия является достижение цели.
3. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.
Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность отдать все силы и способности для ее достижения.
Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели, все лишнее ненужное отбрасывается. Надо помнить, что у некоторых людей целеустремленность приобретает индивидуализированное направление, т.к. отражает только личные потребности и интересы.
|
|
Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском.
Противоположная этому качеству – нерешительность – может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах уже принятого решения.
Смелость – способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; она требует разумного отношения к действительности; смелый человек осознает свои возможности и продумывает свои действия.
Если же человек, считая себя смелым, идет на пролом, добиваясь своей цели любыми средствами, то это безрассудный человек.
Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленную цель, преодолевая всякие препятствия на пути к ней.
От настойчивости следует отличать упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, свои аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках.
Выдержкой или самообладанием называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.
Противоположным выдержке является импульсивность – склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.
Мужество – сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Оно проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды и лишения.
Инициативность – волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и усилиям активная и смелая гибкость действий.
Самостоятельность – волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить себя к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным качеством является внушаемость. Такой человек легко поддается чужому влиянию.
Дисциплинированность - волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным нормам и правилам.
Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения считает себя обязанным выполнять правила трудовой, учебной, общественной дисциплины.
5. Волевые качества вырабатываются в деятельности в процессе выполнения повседневных обязанностей. Чтобы воспитать волю, необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
1. не делать за учащегося то, что он должен делать сам;
2. активизировать самостоятельную работу учащихся;
3. не навязывать учащимся свое мнение, лишь подсказывать рациональное решение проблемы;
4. неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолеть свои недостатки (нерешительность) и доводить начатое дело до конца.