Тема 14. Способности

План.

  1. Понятие о способностях.
  2. Природные предпосылки развития способностей.
  3. Виды способностей.
  4. Уровни способностей.
  5. Развитие способностей.

1. Способности –это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

Способности проявляются в процессе деятельности, пока человек не приступил к деятельности, мы можем лишь предполагать у него какие-либо способности. Они называются потенциальными. Когда же человек выполняет деятельность, мы говорим об актуальных способностях. Способности также бывают общими и специальными. При общих способностях наблюдается успешное занятие различными видами деятельности. Специальные способности позволяют человеку успешно заниматься каким-либо одним видом деятельности.

Недостаток какой-либо способности может быть компенсирован за счет успешного развития другой. Это свойство компенсации дает широкие возможности овладения различными видами деятельности.

Способности не только проявляются в соответствующей деятельности, но и совершенствуются в ней.

Между способностями и знаниями существует тесная связь, но отсутствие знаний нельзя принимать за отсутствие способностей.

2. Некоторые ученые считают, что способности имеют наследственное происхождение, что они запрограммированы в генах и являются даром природы. Другие считают, что обучение, воспитание и условия жизни активно формируют способности человека, но они признают и роль биофакторов как природных предпосылок развития способностей.

Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга нервной системы, анализаторов, которые обусловливают индивидуальные различия между людьми и влияют на развитие их способностей.

В качестве задатков следует рассматривать соотношение первой и второй сигнальных систем. Павлов выделил три специальных типа ВНД:

1. Художественный тип, с преобладанием первой сигнальной системы. Для художественного типа характерны яркость впечатлений и памяти, богатство воображения, эмоциональность. На основе этого типа формируются способности актера, писателя, художника, музыканта.

2. Мыслительный тип, с преобладанием второй сигнальной системы. Для него характерна склонность к анализу и систематизации, абстрактному мышлению. На основе этого типа формируются способности математика, философа, лингвиста.

3. Средний тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем. Задатки не гарантируют развитие способностей, а являются одним из условий для этого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: