План.
- Понятие о характере и его физиологической основе.
- Структура характера.
- Формирование характера.
1. Термин характер происходит от греческого слова, которое переводится как печать, чеканка. Это слово употребляется тогда, когда хотят оценить привычное поведение человека, в котором выражается его личность. Люди по-разному относятся к окружающему миру, к другим людям, коллективу, труду и самому себе и этим отличаются друг от друга. Это отношение выражается в поведении и поступках человека.
Характер – отношение человека к окружающему миру, закрепленное в привычных формах поведения.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Например, настойчивость у холериков выражается в кипучей деятельности, у флегматиков в спокойной деловитости. Холерик трудится энергично, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны и сам темперамент перестраивается под влиянием характера. Человек с сильным характером может преодолеть отрицательные стороны своего темперамента и контролировать свое поведение.
Согласно учению Павлова, привычное поведение человека является системой прочно закрепившихся ответных реакций на многократно повторяющееся воздействие среды. Эта система обусловлена особенностями нервной системы и множеством сложных устойчивых временных нервных связей, которые формируются в коре больших полушарий под влиянием внешних воздействий. Таким образом, физиологической основой характера является сочетание черт типа нервной системы и временных связей, выработанных в результате жизненного опыта и воспитания. Причем временные связи играют более важную роль, чем тип нервной системы. Поэтому на базе любого типа нервной системы можно сформировать ценные качества личности. Следовательно, характер не наследуется и не является врожденным, а формируется под влиянием среды, общества и воспитания.
2. Характер представляет собой неразрывное целое, но изучить и понять это целое, не выделив в нем отдельных черт нельзя.
Черты характера принято делить на 5 групп:
1. черты характера, выражающие отношение к обществу, коллективу и другим людям:
- коллективизм – стремление участвовать в жизни группы, рассматривать себя как составную ее часть, подчинять личные интересы общественным;
- эгоизм – наличие корыстных интересов, забота о личной выгоде и благополучии;
- грубость – пренебрежительное отношение к другим, выраженное в словах и поступках;
- честность – уважительное отношение к чужой собственности, добросовестное выполнение своих обязанностей;
- общительность – умение человека быстро и легко входить в контакт с другими людьми;
- замкнутость – настороженное отношение к другим людям;
2. черты характера, выражающие отношение человека к:
- трудолюбие – желание работать, связанное с чувством удовлетворения от процесса труда и его результата;
- лень – отрицательное или безразличное отношение к труду, формальное выполнение своих обязанностей;
- инициативность – хорошо развитое чувство нового, стремление к прогрессивному;
консерватизм – отрицательное отношение к новому, слепое подражание традициям;
- бережливость – уважительное отношение к результату своей и чужой работы и к материальным ценностям;
3. черты характера, выражающие отношение человека к самому себе:
- скромность – простота и естественность в обращении с людьми, в поведении и др.;
- самокритичность – требовательность к себе, умение правильно себя оценивать, видеть свои недостатки, признавать их и устранять;
- чувство собственного достоинства - осознание своих успехов в общественно полезной деятельности, своей реальной значимости и уважения себя;
- высокомерие – стремление поставить себя выше других;
4. черты характера, выражающие отношение человека к вещам:
- аккуратность и неряшливость – бережливое и небрежное отношение к вещам;
5. волевые черты характера:
- целеустремленность;
- самостоятельность;
- дисциплинированность и др. (смотри тему «Воля»).
Характеры делятся на цельные и противоречивые. Цельные отличаются единством мыслей, чувств и поведения, а противоречивые – наоборот. Если человек не в ладу с самим собой, то это приводит к внутреннему конфликту.
3. Характер надо сознательно формировать в процессе активной деятельности. Для этого необходимо выполнять следующие условия:
1. начинать с детства выработку автоматизмов, формировать привычку быть аккуратным, внимательным, заботливым;
2. на характер влияет подражание, особенно это важно в подростковом возрасте;
3. велика роль конфликтных ситуаций, которые могут резко изменить черты характера;
4. большое значение имеет самовоспитание, с помощью которого можно сформировать волевые черты личности;
5. большое значение имеет четкая организация учебно-трудовой деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают правильным поведением.