Стадия снабжения.
Особенности учёта производственных запасов, виды нарушений, приёмы выявления.
Производственные запасы (товарно-материальные ценности) - это вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Товарно-материальные ценности поступают на предприятия от поставщиков в соответствии с договором поставки.
При отгрузке поставщик выписывает расчётные документы:
счёт-платёжное требование (об оплате отгруженных ценностей), или
счёт-фактура.
Сопроводительные документы:
накладные (например, товарно-транспортная накладная), к которым прилагается сертификат или удостоверение качества (например, ветеринарное свидетельство) или документы, предусмотренные договором.
При получении товарно-материальных ценностей на основании сопроводительных документов составляются приёмные документы:
приёмный акт или
приходный ордер.
Составляются они при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическим наличием товарно-материальных ценностей. В этом случае допускается приходовать ценности без оформления данных документов, при этом на документе поставщика проставить штамп или отметку с указанием основных реквизитов приёмного документа (номер и дата).
акт ввода в эксплуатацию зданий, сооружений, передаточных устройств;
акт приёма-передачи основных средств.
По этим документам - типовая форма ОС 1.
Если количество, качество полученных ценностей не соответствует данным сопроводительных документов, приёмку производит комиссия и оформляется:
акт о приёмке материалов плюс коммерческий акт (в трёх экземплярах с обязательным участием представителя транспортной организации). Это основной документ для предъявления претензии.
При приобретении товарно-материальных ценностей подотчётными лицами за наличный расчёт документом, подтверждающим стоимость приобретения, является:
акт закупки - составляется на основании кассового чека, копии чека, комиссионного.
На основании приёмных документов на складах производственных запасов заполняются учётные регистры:
Книга (карточка) складского учёта.
Оборотная ведомость.
Приёмные документы передаются в бухгалтерию для учёта в:
оборотную ведомость - в разрезе мест хранения или материально ответственных лиц.
журнал-ордер - по видам ценностей.
крика покупок (на основании счетов-фактур).
Со склада в производство ценности выдаются по расходным документам:
накладная на внутреннее перемещение;
требование;
лимитно-заборная или отпускная карта;
ведомость на выдачу инвентаря.
Пришедшие в негодность испорченные материалы списываются с баланса предприятия на основании:
акт списания материалов;
акт ликвидации основных средств (типовая форма ОС-4).
Данные этих документов отражаются в учётных регистрах склада и в бухгалтерии как расход.
Счета товарно-материальных ценностей (01 и 10) - инвентарные, т.е. каждому вновь поступившему объекту присваивается индивидуальный инвентарный номер согласно классификации.