Философский метод Сократа

Его метод - субъективная диалектика. Он был блестящим мастером диалектики, как искусства вести диалог. В нарочито простодушной форме он задавал вопросы собеседнику с целью выявить противоречия в его взглядах. Логика вопросов и ответов подводила оппонента к выводу, которого добивался сам Сократ. Этот подход получил название " сократовская ирония ". Истинной целью было достижение понимания собеседником предмета разговора, то есть формирование понятия о нем.

Сократ превратил добродетели в понятия, а формирование понятий - в путь постижения истины.

Сократа иногда называют родоначальником европейской философии личности или персонализма.

4. Платон (427 - 347 до н.э.).

4.1. Это первый из авторов, который оставил после себя многочисленные философские работы. С 20 лет был учеником Сократа. В саду носившем название в честь афинского героя Академа и подаренном Платону друзьями он основал школу - Академию, просуществовавшую 900 лет. С одной стороны Платон разрабатывал мысли Сократа о моральной сущности человека, а с другой - общие для греческой философии о сущности окружающего мира.

4.2. Идеализм Платона. Наиболее значительным стало учение Платона об идеях. По его мнению, мир живет в соответствии с моделями или вечными образцами, названными идеями или эйдосами (образами). Идеи вечны и неизменны. Все предметы и явления возникают, развиваются и исчезают согласно идеям и потому материальный мир, воспринимаемый нашими органами чувств, является лишь "тенью" мира идей, который и является подлинным, действительным бытием. Сама по себе материя не в состоянии породить что-либо и чтобы оформить какую-нибудь вещь материя принимает эманации (истечения), оживляющие материю и придающие ей видимую форму. Так, Платон объяснял подобие всех столов наличием идеи стола в мире идей. И все столы - лишь отблеск вечного образа стола. Систему Платона называют идеалистической. Ее ядро заключается в признании подлинными сущностями именной идей.

Иерархия идей представляет собой систему различных уровней значимости. Наиболее конкретные и частные идеи подчинены наивысшим. Выше всего стоит идея красоты и добра. Это начало всех начал, сотворившее весь мир. Познание ее является вершиной действительного познания жизни и свидетельствует о ее полноценности. Постигая все более высокие идеи, человек сам становится все совершеннее. Страстное стремление к совершенству Платон называл понятием Эрос, заложенным в душу каждого человека. А тело считал "темницей души", мешающей совершенству.

4.3. Теория души. Понимание души во многом определяло содержание составных частей философской системы Платона.

Душа существует извечно, по Платону, и тело однозначно подчиняется ей. Она состоит из 3-х иерархически соподчиненных частей. Высшая часть - это разум. Средняя часть - воля и благоразумные желания. Третья, низшая, - включает влечения и чувствования. В зависимости от того, что преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное, либо на дурное.

Платон писал: "Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней - в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья - в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая - в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой - быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом; девятая - тираном."

4.4. Теория познания. Ее ядром является теория "воспоминания", согласно которой душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась до рождения в мире идей. Эта теория познания была основана на представлениях о многократных существованиях человека. Воспоминания тем сильнее, чем душе больше удается отстраниться от всего телесного.

4.5. Учение об идеальном государстве. Платон представлял его возникающим как общество, состоящим из трех социальных групп. Правители - это философы, стратеги - это воины, производител и - это земледельцы и ремесленники. У первых преобладает разумная часть души, у вторых - воля иблагородная страсть, у третьих - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми и умеренными. Разделение на группы должно происходить после завершения доступного всем образования путем отбора лучших.

Этика Платона основана на признании врожденных добродетелей, характерных для каждого из сословий. Мудрост ь - добродетель правителей и философов; храбрость - воинов; умеренность - добродетель остального народа. Четвертая добродетель - справедливость - является общесословной. Соблюдение всех добродетелей и ведет к справедливости. Особо Платон подчеркивал значение набожности и почитания богов, эти качества очень близки к идее добра и красоты.

5. Аристотель (384 - 322 до н.э.).

5.1. Виднейший ученик Платона, подвергший критике его учение об идеях. Был наставником полководца Александра Македонского. Открыл в Афинах свою школу - Ликей, просуществовавшую несколько столетий. Он систематизировал все современное ему знание: логику, физику, психологию, риторику, биологию, философию, этику, политику. Выстроенная им система оказала огромное влияние на средневековую философию.

Аристотель выделил первую философию - науку о сущем, о первых началах и причинах, и вторую философию - о природе под названием "физика".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: