Материальная причина означала наличие основы всех вещей - первоматерии, неопределенной и бесформенной, но способной воспринимать любую форму.
Формальная причина объяснялась через использование термина Платона "эйдос", но в другом смысле. Идея (она же форма) вещи понималась не занебесной сущностью, а находящейся в самой же вещи формой.
Движущая причина - это самодвижение, активность формы.
Четвертой называлась целевая причина. Она направляет движение к определенной цели, ради которой и возникает любая вещь или явление.
5.3. Движение как основная характеристика мира. Учение Аристотеля об абсолютном Уме - это учение о Боге, но не персонифицированном личном Боге, а безличном божественном Уме, пребывающем в постоянной деятельности. Он выступает в качестве триединой формально-движущей целевой причины. Через понятие движения Аристотель решал вопрос о возникновении мира. Возникновение - это всегда движение. Поэтому движение не могло возникнуть, если бы не было мира. А, следовательно, мир всегда существовал, он вечен.
|
|
Абсолютный ум есть "форма всех форм" или Бог, он Перводвигатель, который движет все, оставаясь неподвижным, и он же - всеобщая цель, притягивающая материю и двигающая ее к совершенству. Божественный Ум пребывает в в постоянной деятельности. Истинная деятельность - это мышление. Мысль Бога есть мысль не о мире, а о наивысшем, что есть в мире, то есть о собственном мышлении: мысль о мысли. Бог занимается только чистым самосозерцанием.
Учение о душе.
Аристотель выделял три уровня развития души: вегетативный, которому соответствует душа растений, обладающая способностью ощущать; чувственный - преобладающий в животных; разумный, присутствующий только у человека и заключающийся в способности мыслить. Соответственно процесс познания рассматривался как развивающийся процесс перехода на все более сложные ступени: ощущение, представление, опыт, искусство и вершина познания - наука.