Эволюция мира понималась В. Соловьевым как прохождение 5 ступеней:
1) минеральное царство - бытие в своей начальной форме как инертное самоутверждение;
2) растительное царство - выход из состояния инерции;
3) животное царство - полнота бытия через ощущения и свободу движения;
4) человеческое царство - улучшение жизни наукой, искусством, общественными учреждениями;
5) божье царство или арена духовного человечества - осуществление безусловного совершенства в жизни.
Конечным результутом развития мира должно стать утверждение царства Божьего, то есть восстановление абсолютного всеединства.
По В. Соловьеву весь процесс движения происходит в сознании человека. В этом виделся ключ к решению всех проблем. "В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного".
Смысл истории.
В. Соловьев видел его в постепенном одухотворении и нравственном совершенствовании человечества. Движение к абсолюту рассматривалось как духовный процесс, в котором должен участвовать сам человек
|
|
В. Соловьев признавал общечеловеческий, вселенский характер истины и отвергал первенство православия в христианском мире. Национальные религии он уподоблял безумию национализма. "…Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности". Философ пришел к выводу, что национальное самосознание, именуемое как "русская идея" и исторический долг России заключается осуществлении социальной троицы - органического единства церкви, государства и общества.. Большой критике подвергалось представление об идеальном обществе, которое представлялось В. Соловьеву синтезом вселенской церкви и всемирной монархии под руководством католического Рима.
Этика.
Смысл жизни для В. Соловьева заключается в служении добру, в его историческом делании и оправдании. "От века даны твердыни и устои жизни: семья…отечество… церковь…" Добро доступно человеку через совесть и разум.
"…Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького Я, "принимай сердцу" дело других и дело всех, будь добрым семьянином, ревностным патриотом, преданным сыном церкви, и ты узнаешь на деле добрый смсыл жизни, и не нужно будет его искать и придумывать ему определения. В таком взгляде есть начало правды, но только начало, остановиться на некм невозможно…"
Служение добру должно быть добровольным.
Первоосновами добра или нравственности три качества:
- стыд - это отношение человека к низшей природе;
- сострадание (жалость) - выражает отношение человека к подобным ему существам;
|
|
- благоговение - это отношение к высшему началу, которое составляет основу религии.
В. Соловьев выразил свою формулу категорического императива: " В совершенном согласии с высшею волею, признавая за всеми другими безусловное значение, или ценность, поскольку и в них есть образ и подобие божие, принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божия в мире".
В книге "Оправдание добра", основываясь на своих этических представлениях, мыслитель рассматривал исторический процесс как "долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству."