Философия всеединства В. Соловьева

2. 1. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), создавший собственную огромную и разностороннюю философскую систему, был фактически первым "профессиональным" крупным русским мыслителем. Его творчество лежит в основе расцвета отечественной философии начала XX века. Соловьева интересовали христианское богословие, буддизм, неоплатонизм, философия Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Чаадаева, славянофилов. Он интересовался новейшими достижениями науки.

Его идеи глубоко восприняли Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк и другие. Поэзия В. Соловьева - это ранний этап русского символизма. Мыслитель был широко известен своей публицистической деятельностью.

Критика европейской философии и науки.

Основы своей системы В. Соловьев изложил в своих ранних работах - магистерской и докторской диссертациях. Автор доказывал, что европейские наука и философия в своей познавательной деятельности подошли односторонне к действительности и разделяя ее на части противопоставили человека и мир. Возникшие эмпиризм и рационализм не смогли, по Соловьеву, подойти к цельному знанию. Ограничение рамками логического мышления не дает истинного знания. При соприкосновении с объектом не происходит проникновение в него. Получаемое знание, внешнее и неглубокое, носит относительный характер. Для раскрытия абсолютной истины (исчерпывающего знания) необходимо непосредственное интуитивное внутреннее созерцание. Рационализм и эмпиризм В. Соловьев рассматривал лишь как этапы процесса познания.

Теософия - единство науки, философии и веры.

По Соловьеву, внешний опыт (наука) может давать лишь материал, а разум (философия) - лишь форму для постижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания является опыт внутренний, интуитивное созерцание, вера. Философия и наука имеют ценность только в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире - философией, а о Боге - только верой. Цельное знание у Соловьева выступает как синтез науки, философии и веры. Оно должно быть направлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства мира.

Все многообразие мира скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, которое выступает мировой душой, или Софией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: