4.1. С вобода в широком смысле означает отсутствие ограничения или давления (словарь В. Даля).
В истории общественной мысли проблема свободы сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, то есть зависят ли его поступки и намерения от внешних обстоятельств или нет.
Одно из классических определений свободы всходит к стоикам, воспринято от Спинозы и Гегеля марксизмом: свобода есть осознанная необходимость.
Естествоиспытатели 17 - 19 веков противопоставляли свободу и необходимость. И. Кант рассматривал их как противоречия сознания (антиномии). Он утверждал, что существование свободы воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть; но практический разум требует признать ее наличие, иначе нравственный закон теряет смысл - при отсутствии выбора исчезает понятие добра и зла.
Волюнтаризм проповедует произвольность человеческих поступков, которые основаны на субъективных желаниях и произвольных решениях.
Фатализм отвергает свободу действий и рассматривает их как предопределенные.
Равнозначна ли свобода произволу? Следует признать, что нет. При любых обстоятельствах у людей сохраняется реальная возможность выбора и предпочтения, то есть свобода. Абстрактной свободы не существует, она всегда конкретна и относительна. Она может быть в одних сферах деятельности и отсутствовать одновременно в других. Свобода может иметь разные степени своего проявления: в выборе целей, средств, в приспособлении к действительности.
С другой стороны, полная предопределенность лишает человека сущностной основы его существования - свободы выбора и приводит к восприятию абсурдности жизни.
Свобода - это характеристика действий, совершаемых:
а) со знанием и учетом ограничений (осознание необходимости);
б) по собственной воле, а не по принуждению;
в) в условиях выбора возможностей.
Объективно свобода присутствует в действительности как составная часть необходимости в виде свободной цепи свободы выбора.
Ответственность - это сознательное осуществление индивидом предъявляемых к нему требований. Понятие ответственности отражает исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и обществом.
Объективной основой ответственности являются причинно-следственные связи между явлениями.
Формирование личности связано с воспитанием у нее чувства ответственности, которая становится ее свойством.
Тема 2.2. Проблема сознания.
Урок 14. Проблема сознания.