Взгляды русских философов по вопросам культуры и цивилизации

3.1. Мечников Лев Ильич, как последователь направления географического детерминизма, в книге "Цивилизация" и великие исторические реки" доказывал неразрывную связь особенностей развития общества от физико-географической среды обитания. Он анализировал влияние этой среды на формы кооперации людей, в свою очередь постоянно меняющих эти природные условия.

3.2. Бердяев Николай Александрович уделял много внимания проблеме взаимоотношения цивилизации и культуры. Он определял культуру следующим образом: "Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивание его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль, - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой… Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа… В более глубоком смысле - Культура вечна. Античная культура пала и как бы умерла. Но она продолжает жить в качествах, а не в количествах, она уходит в глубину".

"Цивилизация в противоположность Культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум "просвещения", но разум этот уже не отвлеченный, а прагматический разум… Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на технику жизни… Соотношение между целями и средствами жизни перемешивается и извращается".

3.3. Рерих Николай Константинович (1879 - 1947), выдающийся художник, ученый и мыслитель, имел близкие Бердяеву взгляды. Он был против смешения понятий "культура" и "цивилизация ": "…До сих пор множество людей полагают вполне возможным замену слова культура Цивилизацией. При этом совершенно упускается и, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное общественное строение жизни".

Основываясь на принципах космического мировоззрения, Н.К. Рерих придавал культуре огромное эволюционное значение: "Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность бессмертна". Он рассматривал систему "Культура - цивилизация" как энергетическое явление, неразрывно связанное целое. В этой энергетической структуре, подчиненной законам мироздания, дух и материя взаимодействуют и стремятся к эволюционно достигаемому синтезу. В процессе истории есть периоды, когда культура и цивилизация находится в относительной гармонии и цивилизация становится культурной. В дальнейшем берет верх материальная цивилизация и Культура отходит на второй план. История общества уподобляется пульсации или движению по спирали.

Н.К. Рерих называл культуру "Садом прекрасным" и ставил в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. Он утверждал, несколько видоизменяя выражение Ф.М. Достоевского: "Осознание Красоты спасет мир".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: