Родовая община - это объединение людей, имеющих кровное родство верящих в одного предка, ведущих общее хозяйство при отсутствии эксплуатации, старшие и больные содержались за счет общины.
Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.
Что такое государство: П.о. - это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:
1) каменный век: 2 млн. лет назад- 3 тыс.до н.э.
2) бронзовый век: 2-1 тыс. до н.э.
3) железный век: с1 тыс. до н.э.
У различных народов в разных регионах (страны) Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.
|
|
Что особенно влияло на уровень развития народов?
Какие главные особенности этих периодов истории человечества.
Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.
Палеолит – ранний палеолит, собирательство и охота, применение орудия труда из камня и дерева. Примерно 100 тыс. лет назад- это средний палеолит, значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат научил человека использовать огонь и добывать его. Усложнились орудия труда, под жилище использовалась пещера. К этому времени появляется членораздельная речь и родовая община. Зарождается религия. Примерно 35-10 тыс. лет назад – это поздний палеолит – закончилось таяние ледника, и установился климат, близкий к современному. Именно с этим периодом ученые связывают Homo sapiens. Очевидно, именно тогда сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.
Ученые не редко поздний палеолит называют «костяным веком».
Окончательно утверждается родовая община.
До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, к тому же именно женщина играла главную роль в хозяйстве - матриархат, он продолжалсядо времени распространения металла.
Мезолит - среднекаменный век 10-8 тыс. лет назад. Усложняются орудия труда, например топор, изобретен лук, научились делать силки и ловушки для зверей, уже знали рыболовство, началось одомашнивание животных – это уже была собака и свинья.
Неолит – последний период каменного века 6-4 тыс. лет назад.
Уже глиняная посуда, строили лодки, плели сети, ткали одежду. Значительные изменения в технике и формах производства называют – неолитической революцией. Самым важным ее достижением – это переход от присваивающего хозяйства к производящему, разделение на земледелие и скотоводство, и появление первых государств: Шумер, Египет.
|
|
Бронзовый век сначала меднокаменный век – энеолит. Освоение производства металла стало новым скачком в развитие человечества, но ускорилось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На нашей территории – это Северный Кавказ, Средняя Азия, Урал и Сибирь. Переход к металлическим орудиям труда привело к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины- пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством привело к передвижению родов, их объединение и укрепление. Именно в этот период возникает имущественное неравенство и частная собственность.
Железный век изготовление орудий труда из железа начинается с 1 тыс.до н.э. широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, дешевизна его по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесов для земледелия, улучшилась обработка земли. Усовершенствуется ремесло, а это привело к отделению его от земледелия. Широкое использование железа привело к изменениям в общественных отношениях – начинается разложение первобытно-общинных отношений.
«От первобытности к цивилизации»
Термин «цивилизация» пришел к нам из античного мира: латинский корень «civis», что означает «городской, государственный». Это слово противопоставлялось понятию «sil» «silv» «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой варварской. Понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков. Существует множество теорий цивилизаций, отсюда и определений цивилизаций много, но главную их суть можно выразить так: «Цивилизация – это определенный уровень материальной и духовной культуры какой-либо общности людей»
Примерно в III – II тыс. до н.э. часть человечества совершила гигантский шаг – перешла от первобытности к цивилизации.
Каковы отличия первобытности от цивилизации?
1. Ремесло отделилось от земледелия
2. Строительство грандиозных ирригационных сооружений
3. Повышается производительность сельского хозяйства
4. Усложнилась структура общества – происходит расслоение
5. Образовалось государство
6. Создана письменность
7. Появились города
Назовите древние цивилизации?
Египетская, вавилонская, индийская, китайская, хеттская, финикийская, древнееврейская, крито-микенская и т.д.
Какой главный фактор определял возникновение цивилизации?
1. Роль климатических условий
2. Теория Тойнби: естественная среда посылает людям вызов, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней Цивилизации Древнего Мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших района: Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху Средневековья и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и Средиземноморья, цивилизации на развалинах которых родилась Европа.
Почему на Востоке государство существовало в форме деспотии?
|
|
На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождалось развитием ирригационного развития. На Востоке земледелие не возможно без ирригации. А создание ирригации требовало организации коллективного труда, большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой, сильной, централизованной власти. Ученые считают, что именно это и повлияло на формирование особого типа государства -восточной деспотии – в переводе с греческого – неограниченная власть, форма самодержавной власти.
В разных цивилизациях она могла иметь различи, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т.е. аппарат чиновников, который охватывал всю страну. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда империи распадались, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.
Почему в древности цари обожествлялись?
Стабильность деспотии поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался Владыкой обеих Земель, но еще и живым воплощением бога Хора, владыки небес, позже он стал богом Ра. В Китае императора называли Сыном Небес, верховного божества. В Индии считали, что царь создан из частиц тела разных богов. Древние люди в прямом смысле верили, что царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. В древних цивилизациях сохранялась вера в то, что царь обладает магической силой, от которой зависит благополучие его народа. Поэтому даже при похоронах строго соблюдались все ритуалы: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.
Какова структура древневосточного общества?
|
|
Особенностью восточного общества была строгая иерархичность. Иерархия - это последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения. В восточном обществе каждый социальный слой занимает свое четкое определенное место и отличается от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Поэтому общество в древней цивилизации часто изображается в виде пирамиды: царь, высшие слои знати (жрецы, родовая или военная аристократия), аппарат чиновников, купцы, воины, ремесленники, свободные крестьяне- общинники, крестьяне, лишившиеся земли в общине, рабы.
Как регулировались отношения между людьми в эпоху первобытности и у цивилизованных народов Древнего Востока?
Вы уже знаете, что отношения между людьми в первобытном обществе регулировались на основе традиции и обычаев. Но с развитием человечества жизнь усложняется, появляется неравенство и образовываются государства. В таких условия уже было недостаточно регулируемых отношений на основе традиции появились письменные законы.
Законы, созданные в древних цивилизациях, имеют целый ряд общих черт:
1. Разница в наказании в зависимости от …
2. Государство стояло на страже интересов высших слоев
3. Самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против жрецов и храмов
4. Закон поддерживал патриархальное устройство семьи
5. Женщина в семье занимала униженное положение, кроме Египта
6. Закон оберегал частную собственность и сурово наказывал за кражу и порчу имущества
7. Законы охраняли целостность семьи, наказывая за измену
8. Защищал права наследования
9. Даже рабы имели определенные права
Таким образом, государство не только подавляло и угнетало, но создавая законы, обеспечивало все слои определенными гарантиями, хотя и в не равной степени. Без этого невозможна была бы жизнь общества.
Была ли власть царей в действительности безгранична?
Конечно, реальное положение дел было сложнее. В древней цивилизации были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей. Степень цивилизации тоже была далеко не всегда одинаково высокой. Во всех цивилизациях были периоды, когда империи распадались. В периоды раздробленности страна распадалась на области, где правила родовая знать, не подчиняющаяся правителям нерегулируемая силой власти голод, беспорядки. А это вызывало необходимость в централизации.
Какова роль религии в древневосточных цивилизациях?
В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления выражались в мифах – греч. «слово» - сказание в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, богах, героях. Человек представлял себя частью природы. Это подтверждали мифы многих народов, в которых рассказывалось, что человек произошел от разных частей природы: плоть - от земли, кровь - от воды, кости - от камней, дыхание - от ветра и т. д. Природу человек наделял человеческими чертами. Древний человек не мог анализировать природные явления, он природу просто обожествлял и стремился воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов- это и есть магия - греч. «чародейство», «волшебство».
Одной из древних форм религии является тотемизм – вера в сверхъестественные связь между племенем и каким- либо животным, птицей и т. д.
Важнейшее значение в системе мифов имел образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличавшийся от земного.
Но с развитием человека появляется рациональное мышление - лат. слово «разумный», «целесообразный», «обоснованный»- мышление основанное на законах разума и научных достижениях. Большую роль в развитии рационального мышления сыграло появление письменности и накопления научных достижений. Постепенно это привело к перевороту в духовной жизни человечества появляются новые представления об окружающем мире.
Именно в это время появляются религии спасения – они основаны на разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованием божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не силы природы, а справедливость и высший идеал доброты. Для того, чтобы получить благоволение, нужно не к магии прибегать, а совершенствовать себя или окружающий мир.