Культура и цивилизация

2.1. С 19 века многие философы считали, что цивилизация является определенной частью или ступенью культуры. В марксизме термин цивилизация являлся синонимом материальной культуры какого-либо общества. С конца XIX в. термин "культура" использовался для характеристики всего капиталистического общества и внешней политики ведущих стран Запада. Он объяснял колонизацию стран Азии и Африки и вмешательство во внутренние дела других государств цивилизаторской миссией по отношению к "отставшим народам".

2.2. В первой половине ХХ в. распространился культурологический подход, наиболее ярко представленный взглядами немецкого мыслителя Освльда Шпенглера (1880 - 1936). Автор знаменитой книги "Закат Европы" исходил из представления об органической жизни и трактовал культуру как "организм", уникальный и неповторимый по своей сути и имеющий свою судьбу. Он утверждал, что всякая культура являет собой особую форму жизни и как все живое возникает, растет, расцветает и умирает. Шпенглер выделил в истории 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, "апполоновскую" или греко-римскую, "магическую" или византийско-арабскую, "средневековую" или западноевропейскую и культуру майя. Он утверждал, что нарождается русско-сибирская культура.Каждая культура нарождается и развивается на основе своего неповторимого способа "переживания жизни". В пределах общего эволюционного "цикла" Шпенглер выделял два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно культура), и этап нисхождения (цивилизация). В стадию цивилизации, по его мнению, вступила Европа.

Цивилизация характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком литературы и искусства, огромным уровнем урбанизации (ростом городов), " омассовлением" всех сфер жизнедеятельности, их омертвлением. В период цивилизации народ теряет душу культуры", так как ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных механических, технических устройств.

Цивилизация формирует стремление к мировому господству. В этом заключается внутренний источник потери культуры, гибнущей в борьбе за мировое господство. Цивилизация есть переход от творчества к бесплодию, от "героических деяний" к "механической работе". Так, Шпенглер увидел переход греко-римской культуры к цивилизации в эпохе эллинизма, а для западного мира - в 19 веке, с которого и начался "закат" европейской культуры. Он предлагал отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.

Неизбежными спутниками цивилизации Шпенглер называл мировые войны, победа в которых является высшим смыслом существования цивилизации.

2.3. Один из наиболее популярных западных историков англичанин Арнольд Тойнби (1889 - 1975) отстаивал приблизительно аналогичные взгляды на цикличность развития цивилизации. Но Тойнби не считал цивилизацию эпохой упадка и деградации. Ее он рассматривал как особый социально-культурный феномен. Имющий четко выраженные черты технологичског развития. Каждая цивилизация, по его мнению, живет до тех пор, пока в состоянии дать ответы на "вызов" исторической ситуации. Но, когда цивилизация не в состоянии дать такой ответ и прибегает к силе оружия, она приходит к гибели. В современном мире он выделял 5 территориально разделенных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламистскую, западную и русскую. Каждая цивилизация проходит ряд схожих этапов: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель. За все время существования человечество живет в условиях цивилизации не более 2 % времени.

2.4. Известный гуманист, лауреат Нобелевской премии, врач и музыкант Альберт Швейцер (1875 - 1965) предложил рассматривать проблемы современной культуры с позиций новой этики, принципы которой он и разработал. В основе новой этики должен лежать принцип благоговения перед жизнью в любом ее проявлении: биологическом, зоологическом или антропологическом. Нельзя утверждать, как форма жизни выше и ценней. Добром является только то, что способствует охране живого, а злом - все, что приносит вред жизни, уничтожает ее. Общества, где не действую эти принципы, не могут считаться культурными в подлинном смысле этого слова. Западная цивилизация, основанная на принципах развития техники и подчинения человека косным социальным институтам, не может считаться подлинно культурной.

А. Швейцер разделял понятия "цивилизация" и "культура": цивилизация характеризует внешний прогресс, техническую сферу жизни общества; критерием культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: