Современные концепции исторического развития

5.1.Культурологический подход сформировался в конце ХIХ - начале ХХ вв.. Он отвергал однолинейную европоцентристскую схему развития общества и провозглашал множественность культур и цивилизаций, их локальность и разнокачественность.

Основоположником этой концепции стал русский социолог Н.Я. Данилевский (книга "Россия и Европа" - 1869 г.). Он предложил теорию обособленных культурно - исторических типов общества (цивилизаций), имеющих своеобразие религиозного, промышленного, политического и научно - художественного развития. Эти четыре основания развиты не у всех культур. Смысл истории Данилевский видел в выявлении положительной деятельности, развивающихся по своим особым законам самобытных культурно-исторических типов народов.

Данилевский ставил вопрос о возможном высоком предназначении славянского типа в будущем. Он предупреждал об опасности бездумного заимствования чужих русскому духу европейских политических учреждений.

Другими представителями этого направления были О. Шпенглер, А. Тойнби и другие.

5.2. Теория постиндустриального общества разрабатывали в разных вариантах Д. Белл, З. Бжезинский, О. Тоффлер и прочие. Историческую эволюцию они разделили на три основных этапа. Традиционная или аграрная стадия отличалась преобладание в жизни общества армии и государства. На индустриальной стадии доминируют финансово - промышленные корпорации. В постиндустриальном или информационном обществе ведущая роль отводится университетам.

В современном мире к этим стадиям соответственно относится так называемый "третий мир", индустриальные капиталистические и социалистические страны, а также США с Японией и примыкающие к ним лидеры мирового рынка.

5.3. Антиисторизм Карла Поппера. Английский философ обвинил К. Маркса в стремлении к широкомасштабным историческим пророчествам и в историческом предопределении. К. Поппер отрицает существование каких - либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории и "единую историю человечества".

Он считает оскорбительным для человечества, когда в ранг мировой истории возводится лишь история политической власти. Он отрицает исторический прогресс, считая, что движение к какой-либо цели возможно только для людей, но не для истории в целом. Идею прогресса Поппер отождествил с провиденциализмом, то есть предопределением внешними силами - волей Бога, провидением и другими.

Тема 4.2. Философия культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: