Требования к товарной информации

К товарной информации предъявляют следующие основ­ные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д» (рис.1).

Рис.1. Требования к товарной информации.

Первое «Д» – достоверность – предполагает правди­вость и объективность сведений о товаре, отсутствие дез­информации и субъективизма в их представлении, вводя­щих пользователей информации в заблуждение.

Наиболее часто недостоверна информация о фальсифи­цированных товарах, так как ассортиментная и качествен­ная фальсификации обязательно сопровождаются инфор­мационной. Следовательно, недостоверность информации в боль­шинстве случаев может быть квалифицирована как ин­формационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.

Второе «Д» – доступность – связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

В свою очередь, общее требование доступности инфор­мации можно подразделить на ряд частных. Языковая доступность означает, что информация долж­на быть на государственном языке или языке преобладаю­щей части потребителей, для которых этот товар предна­значен. В Федеральном законе «О защите прав потребите­лей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.

Востребованность – требование, закрепляющее пра­во потребителя на необходимую информацию и обязан­ность изготовителя или продавца ее предоставлять по пер­вому требованию, регламентируется Федеральным зако­ном «О защите прав потребителей».

Понятность – требование, предполагающее исполь­зование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных сло­варях и справочниках, или эти термины и понятия отно­сятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.

К общепринятым понятиям следует отнести наимено­вания известных потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, маргарин и т.п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, мар­гарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).

Третье «Д» – достаточность информации – может трак­товаться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излиш­ней информации.

Неполная информация – это отсутствие определен­ных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на россий­ском потребительском рынке очень часто встречаются то­вары, произведенные совместными предприятиями в Рос­сии или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта не­полная информация одновременно является и недостовер­ной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.

Излишняя информация – это предоставление сведе­ний, дублирующих основную информацию без особой необ­ходимости или не представляющих интерес для ее пользо­вателей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бес­полезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: