Классификация товарных знаков

Маркировка может включать три элемента: текст, ри­сунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением (рис.1) и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

Рис.1. Элементы маркиров­ки и соотношение товарной информации

Текст как форма письменной информации – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи ин­формационная и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50-100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наи­большей степени он присущ производственной маркиров­ке, в наименьшей – торговой. В качестве элемента марки­ровки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и иденти­фицирующую. Хотя бывают и исключения, например, ког­да на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию то­вара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ) характерны в основном для производственной марки­ровки. В товарной маркировке они встречаются реже. Осо­бенностями ИЗ являются краткость изображения, неболь­шая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна толь­ко профессионалам и требует специальной расшифровки. Поэтому ниже мы более подробно остановимся на инфор­мационных знаках.

Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или сово­купных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Краткость обусловлена тем, что в качестве ИЗ могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

Выразительность и наглядность ИЗ обусловливают­ся их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требовани­ям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацелен­ные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в сво­их фирменных знаках учитывать именно их интересы. На­пример, ИЗ на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных об­ществ, команд и т.п.

Быстрая узнаваемость ИЗ достигается путем приме­нения общепринятых символов, изображения которых за­частую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.

ИЗ – обширный блок информационных данных о това­ре. Классификация их на группы и подгруппы в зависи­мости от определенных признаков представлена на рис.2.

Рис.2. Классификация информационных знаков.

Товарные знаки и знаки обслуживания (далее – то­варный знак, ТЗ) – обозначения, способные отличать соот­ветственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее – товары) других юри­дических или физических лиц.

Определение этого термина, а также другие правовые нормы и правила в отношении товарных знаков регламен­тируются Федеральным законом «О товарных знаках, зна­ках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». В нем указывается, что правовая охрана товарно­го знака предоставляется на основании его государственной; регистрации в установленном порядке. Право на товарный знак охраняется законом.

На зарегистрированный товарный знак выдается свиде­тельство, которое удостоверяет приоритет товарного зна­ка: исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Закон предусматривает исключительное право владель­ца на товарный знак, пользование, распоряжение и запре­щение его использования другими лицами. «Никто не мо­жет использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца». Право на использование товарного знака владелец его может предоставить другому юридическому или физичес­кому лицу по лицензионному договору или договору об уступке товарного знака. Например, многим совместным предприятиям в России, являющимся дочерними предпри­ятиями зарубежных фирм, предоставляется право исполь­зования их товарных знаков. В лицензионном договоре долж­но быть обязательно указано, что качество товара лицен­зиата будет не ниже, чем товара лицензиара, и последний будет осуществлять контроль за его выполнением.

Регистрация товарного знака осуществляется Патент­ным ведомством в Государственном реестре товарных зна­ков и знаков обслуживания Российской Федерации в тече­ние месяца с даты получения документа об уплате уста­новленной пошлины. Регистрация товарного знака действует в течение деся­ти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака мо­жет быть продлен по заявлению владельца в течение пос­леднего года ее действия, каждый раз на десять лет.

Товарный знак хозяйственных субъектов Российской Федерации может быть зарегистрирован в зарубежных странах или может быть произведена его международная регистрация через Патентное ведомство.

Классификация товарных знаков (ТЗ) в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подраз­деляют на подгруппы – фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы — видовые и марочные. Виды ТЗ определяются формой представленной в них ин­формации. Различают следующие виды ТЗ: словесные, бук­венные, цифровые, объемные, изобразительные, комбини­рованные. Товарные знаки могут быть двух разновиднос­тей: коллективные и индивидуальные.

Классификация ТЗ представлена на рис.3.

Рис.3. Классификация товарных знаков

Фирменные ТЗ – знаки, предназначенные для иденти­фикации изготовителя товаров или услуг.

Существуют три основных типа обозначения этих зна­ков:

- фирменное имя – слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;

- фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

- торговый знак – фирменное имя, фирменный знак, то­варный образ или их сочетание, официально зарегистри­рованные в Международном реестре и защищенные юри­дически, на что указывает знак Qr), размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарные знаки являются собствен­ностью фирмы, то они могут иметь знак (сГ).

По степени значимости и престижности можно выде­лить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизай­нерами, регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом. При этом в законе не предусмотрена обязательность регистрации, которая дает исключитель­ное право владельцу на пользование и распоряжение ТЗ. Владелец ТЗ может и не регистрировать свой фирменный знак, однако при этом он не приобретает авторское право на него.

Престижные знаки присваиваются фирмам за их осо­бые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения при­зов, медалей и других знаков отличия, полученные фирма­ми на международных, региональных и национальных вы­ставках.

В ряде зарубежных стран такие престижные знаки (эмблемы) присуждаются государственными или общественными органами в качестве специально утвержденного приза – премии. Фирма-лауреат получает право в тече­ние определенного времени помещать этот знак на своих рекламных и деловых документах и материалах.

Основанием для присуждения премий-наград и престиж­ных знаков являются значительные успехи в экспорте то­варов и услуг и/или содействие экспорту национальных товаров в течение определенного срока. Развивая экспорт своей продукции, фирма поднимает национальный престиж страны, способствует стабильности ее экономики и обеспе­чению занятости населения, улучшает торговый баланс. В свою очередь, государственные и общественные органы, от­мечая это, морально стимулируют деятельность фирмы.

К престижным знакам можно отнести и медали, ис­пользуемые как элемент производственной маркировки на этикетках марочных и коллекционных виноградных вин, водки и другой продукции, полученные изготовителем на международных выставках. Престижные знаки присваива­ются и не подлежат регистрации в патентных органах.

Ассортиментные ТЗ – знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые – по виду товара, а марочные – по торговой марке или наименованию. Примером видового ТЗ могут служить словесная ин­формация о названии товара или его изображение, а так­же условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятель­но, чаще – в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

Торговая марка – имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойст­вами, отличающими его от других товаров того же вида. Марочный знак может быть словесной, цифровой, бук­венной, изобразительной или комбинированной формы. Например, марочный знак шоколадных батончиков – Сникерс, Марс, Баунти и пр. – имеет словесную форму, причем идентифицирующие функции выполняют и цве­товая гамма, и графическое исполнение надписи. Циф­ровые марочные знаки распространены в России для ординарных вин (портвейн 33, портвейн 777 и др.), чая (№36, № 2 и др.).

Примером изобразительного марочного знака может служить изображение Московского Кремля на Кремлев­ской водке, ячменного колоса на пиве того же наименова­ния и др. Самыми распространенными являются комбини­рованные марочные знаки. Многие марочные товары неиз­бежно ассоциируются у потребителя с марочными знака­ми: шоколад Вдохновение, Сказки Пушкина, обувь фирмы Адидас и др.

Коллективным ТЗ является товарный знак союза, хо­зяйственной ассоциации или иного добровольного объеди­нения предприятий, предназначенный для обозначения вы­пускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характерис­тиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Эти нормы приме­нения коллективных знаков регламентируются Законом РФ «О товарных знаках».

Индивидуальные товарные знаки не указываются в дей­ствующем законодательстве и нормы их применения не установлены.

Знаки наименования мест происхождения товара. Наименование мест происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого геогра­фического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географи­ческого объединения природными условиями или людски­ми факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. К знакам наименования мест происхождения товара от­носятся: знаки страны происхождения товара, населенного пункта, местности, исторического названия географическо­го объекта.

В Законе РФ «О товарных знаках» указывается, что «не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержа­щее название географического объекта, но вошедшее в Рос­сийской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления». Например, масло Вологодское (до рево­люции – парижское), сыры Ярославский, Костромской, Пошехонский производятся не только в областях, название которых совпадает с наименованием товара, а во многих регионах России, поэтому их наименование свидетельству­ет не о месте происхождения, а об ассортиментной принад­лежности.

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации возникает на основании его регистрации в установленном порядке. Регистрация на­именования мест происхождения товара действует бессрочно.

«Регистрация наименования места происхождения то­вара осуществляется Патентным ведомством в Государ­ственном реестре наименований мест происхождения то­варов и выдается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, которое действует в течение десяти лет. Срок действия свиде­тельства продлевается на основании заявки, поданной в течение последнего года его действия, каждый раз на десять лет».

Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные. Во внешнеторговой деятельности принято применять международные знаки, включающие одну или несколько букв и цифровой код. Знаки страны происхождения могут включаться в состав других информационных знаков (например, знаков соответствия) или в товаросопроводительные документы (сертификаты, эксплуатационные и другие документы).

Наряду или взамен могут применяться национальные знаки страны происхождения товара. Например, в СССР был национальный знак «Made in USSR» (Сделано в СССР), а сейчас в России – «Made in Rusland» (Сделано в России); в США – «Made in USA» (Сделано в США). Национальный знак может иметь символику с изображением националь­ного флага.

Другие знаки мест происхождения товара – насе­ленного пункта, местности, исторического названия геогра­фического объекта – не имеют общепринятой символики, но они довольно часто служат одновременно и марочным знаком. Например, в марочном знаке вина Букет Кубани используется наименование местности происхождения то­вара.

Знаки соответствия или качества. «Знак соответствия (в области сертификации) – защищенный в установлен­ном порядке знак, применяемый или выданный в соответ­ствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют кон­кретному стандарту или другому нормативному докумен­ту» (МС ИСО/МЭК 2, п.14.8).

В зависимости от сферы применения различают нацио­нальные и транснациональные знаки соответствия.

Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров ти­пографским способом или с помощью этикетки или ярлы­ка, которые приклеиваются. В соответствии с требования­ми проведения внешнеторговых сделок наличие штрихово­го кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как тор­говые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизиро­ванное товародвижение, часто не принимают на реализа­цию товар без штрихового кода.

Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.

К наиболее часто встречающимся на импортных това­рах информационным знакам относятся компонентные зна­ки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.

Е-компонентные знаки используются как альтернатив­ное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны. Например, пищевая до­бавка Е 464, применяемая как загуститель, эмульгатор и стабилизатор, называется гидрооксипропилметилцеллюло-за. Для таких сложных наименований требуется значитель­ная площадь носителя, кроме того, затрудняется воспри­ятие другой информации на маркировке, а главное, мно­гим потребителям эти названия непонятны и даже могут пугать – продукт содержит химические вещества.

Размерные знаки – знаки, предназначенные для обо­значения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

В нашей стране такие размерные знаки ранее не при­менялись. Физические величины обозначали полным на­званием. С 1980 г. эти названия должны соответствовать Международной системе единиц физических величин (СИ). Однако на упаковке некоторых импортных товаров размер может быть выражен в национальных единицах. Напри­мер, в США и Великобритании массу указывают в унциях (1 унция = 28,34г).

Появление на российском рынке импортных товаров, на маркировке которых было множество «загадочных» для по­требителя знаков, заставило многих отечественных изготови­телей также применять некоторые из этих знаков. Тем более что они очень кратко характеризуют физическую величину, название которой состоит из одного или нескольких слов.

Наиболее часто для обозначения массы нетто применя­ется размерный знак е (от англ. exactly, нем. exart – точно, ровно, одинаково), объема – знак V.

Код размерных знаков чрезвычайно прост. К условному обозначению физической величины (е, V и др.) добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения. Чаще всего применяются единицы измерения по системе СИ, гораздо реже – национальные единицы измерения страны-импортера (фут, дюйм и т.п.).

Довольно часто несложно расшифровать размерные знаки по числовому значению размерной характеристики и при­меняемым единицам измерения. Например, если на марки­ровке нанесено обозначение 450 ge, это означает, что масса нетто равна 450 г.

Размерные информационные знаки в виде номера или графических изображений, указывающих длину и объем бедер для каждого номера, применяются для колготок.

Эксплуатационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, спо­собах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упа­ковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наиболее распространены международные символы, при­нятые для текстильных изделий (рис.4).

Многие эксплуатационные знаки для текстильных из­делий настолько наглядны, что даже без особых пояснений ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.

Разновидность эксплуатационных знаков – знаки уп­равления, их можно встретить и на сложнотехнических то­варах, а также в эксплуатационных документах. Например, на некоторых электроутюгах разные режимы глаженья обозначают одной, двумя и тремя точками с соответствующим пояснением в сопроводительных документах.

На бытовых холодильниках и морозильниках количест­во звездочек служит информационным знаком – показы­вает диапазон температур ниже 0°С, которые возможны при эксплуатации морозильника или низкотемпературно­го отделения холодильника.

На многих электробытовых приборах и радиоаппара­туре показаны стрелками или иными условными обозначе­ниями места включения в электросеть, переключения про­грамм, изменения рода работы, регулирования громкости и другая информация.

В странах Европейского сообщества уделяется большое внимание проблемам рационального использования электро­энергии при эксплуатации бытовой техники. Поэтому при­меняются специальные этикетки, информирующие потен­циальных покупателей о потреблении электроэнергии кон­кретным изделием.

Рис.4. Международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках

текстильных изделий

Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. До сих пор манипуляционные знаки считались указате­лями способов обращения с грузами и наносились в основ­ном на транспортную тару. Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркиров­ка грузов».

Некоторые наиболее распространенные манипуляцион­ные знаки:

- хрупкий груз,

- необходимость защиты от тепла, от действия влаги,

- диапазон значений температуры,

- правильное вертикальное положение груза,

- открывать только в указанном месте

Однако в последнее время отдельные манипуляционные знаки появились и на потребительской упаковке. Так, знак «открывать здесь» наносят на коробки с моло­ком, стиральными порошками и т.п. Поэтому можно говорить о расширении сферы применения манипуляционных знаков.

Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на дей­ствия по предупреждению опасности.

Предупредительные знаки подразделяют на два вида:

- предупреждающие об опасности;

- предупреждающие о действиях по безопасному исполь­зованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: