Общие теоретические сведения

Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнооб­разные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Товарная номенклатура – перечень однородных и раз­нородных товаров общего или аналогичного назначения.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется: на группы (по местонахождению); подгруппы (по широте охвата товаров); виды (по степени удовлетво­рения потребностей); разновидности (по характеру по­требностей).

Промышленный (производственный) ассортимент –набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с уче­том ее специализации, потребительского спроса и матери­ально-технической базы.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, оп­ределяется количеством групп, подгрупп, видов, разновид­ностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров раз­личают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент – набор товаров, представлен­ный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

Сложный ассортимент – набор товаров, представлен­ный значительным количеством групп, видов, разновиднос­тей и наименований товаров, которые удовлетворяют разно­образные потребности в товарах.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные по­требности.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе мароч­ных.

Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей, наименований, в том числе марочных, относя­щихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, кото­рые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообра­зием функционального назначения

Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребнос­ти, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и тех­нологии.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовле­творяющий реальные потребности с максимально полез­ным эффектом для потребителя при минимальных затра­тах на их проектирование, разработку производства и до­ведение до потребителей. Товары оптимального ассорти­мента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ас­сортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного то­вара в процентах по формуле:

,

где Эп – полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;

3 – затраты на проектирование, разработку, произ­водство, доведение до потребителя, руб.

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, ко­торую может получить потребитель при правильном ис­пользовании товара, за вычетом затрат на его приобрете­ние, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.

В зависимости от характера потребностей ассор­тимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент – действительный набор това­ров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент – перечень товаров, системати­зированный по определенным научно обоснованным при­знакам для достижения обучающих целей.

Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента – количественное выраже­ние свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

При формировании ассортимента осуществляется ре­гулирование комплекса свойств и показателей ассортимен­та, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента (табл. 13).

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Новизна (обновление) ассортимента –способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Таблица 13. – Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Наименование и условные обозначения Расчёт показателей
Свойства Показатели
Широта (Ш): Показатели широты (Ш):  
действительная (Шд) действительный (Шд) Шд = д
базовая (Шб) коэффициент широты (Кш) Шб = б
  коэффициент широты (Кш) Кш = (Шд / Шб) 100, %
Полнота (П): Показатель полноты (П):  
действительная действительный (Пд) Пд = д однородной группы товаров
базовая базовый (Пб) Пб = б однородной группы товаров
  Коэффициент полноты (Кп) Кп = (Пд: Пб) 100, %
Устойчивость (У) Показатель устойчивости (У) У = у
Коэффициент устойчивости (Ку) Ку = (У / Шб) 100, %
Новизна (Н) Показатель новизны (Н) Н = н
Степень (коэффициент) обновления (Кн) Кн = (Н / Шд) 100, %
Структура (С) Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) Сi = Аi / Si
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам) Показатель ассортиментного минимума (Ам) Ам = м
Рациональность Коэффициент рациональности (Кр)  
Гармоничность (Г)    

В таблице используются следующие условные обозначения:

д – количество видов, разновидностей или наиме­нований товаров, имеющихся в наличии;

б – базовое количество видов, разновидностей и на­именований товаров, принятое за основу для сравнения;

А – количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;

5 – суммарное количество всех товаров, имеющих­ся в наличии в натуральном или денежном вы­ражении;

м — минимально допустимое количество товаров, оп­ределяющих торговый профиль организации;

у – количество видов и наименований товаров, поль­зующихся устойчивым спросом;

н – количество новых видов и наименований това­ров;

вш, вп, ву, вн – коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны;

Кр = (Кш вш + Кп вп + Ку ву + Кн ×вн) / 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: