Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется: на группы (по местонахождению); подгруппы (по широте охвата товаров); виды (по степени удовлетворения потребностей); разновидности (по характеру потребностей).
Промышленный (производственный) ассортимент –набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей.
Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
|
|
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения
Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
|
|
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара в процентах по формуле:
,
где Эп – полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;
3 – затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.
Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента (табл. 13).
Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Новизна (обновление) ассортимента –способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
Таблица 13. – Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименование и условные обозначения | Расчёт показателей | |
Свойства | Показатели | |
Широта (Ш): | Показатели широты (Ш): | |
действительная (Шд) | действительный (Шд) | Шд = д |
базовая (Шб) | коэффициент широты (Кш) | Шб = б |
коэффициент широты (Кш) | Кш = (Шд / Шб) 100, % | |
Полнота (П): | Показатель полноты (П): | |
действительная | действительный (Пд) | Пд = д однородной группы товаров |
базовая | базовый (Пб) | Пб = б однородной группы товаров |
Коэффициент полноты (Кп) | Кп = (Пд: Пб) 100, % | |
Устойчивость (У) | Показатель устойчивости (У) | У = у |
Коэффициент устойчивости (Ку) | Ку = (У / Шб) 100, % | |
Новизна (Н) | Показатель новизны (Н) | Н = н |
Степень (коэффициент) обновления (Кн) | Кн = (Н / Шд) 100, % | |
Структура (С) | Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) | Сi = Аi / Si |
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам) | Показатель ассортиментного минимума (Ам) | Ам = м |
Рациональность | Коэффициент рациональности (Кр) | |
Гармоничность (Г) |
В таблице используются следующие условные обозначения:
д – количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;
|
|
б – базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;
А – количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;
5 – суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении;
м — минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации;
у – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
н – количество новых видов и наименований товаров;
вш, вп, ву, вн – коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны;
Кр = (Кш вш + Кп вп + Ку ву + Кн ×вн) / 4