Учебный курс «Механизмы защиты» читается студентам вечерней и заочной форм обучения, причем у студентов заочной формы обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование лекционной формы обучения и семинарских занятий. Обучение — групповое, хотя в отдельных случаях возможно и индивидуальное. Информационное обеспечение курса не слишком высокое и все базовые издания перечислены в соответствующем разделе. Очень желательна, параллельная работа с первоисточниками трудов классиков психоанализа.
Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы дисциплины.
При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:
Особенности и содержание материала разделов и тем.
В первом разделе необходимо уделить внимание различиям между психоаналитической теории защитных механизмов и последующим новациями в психологии защитных механизмов (коппинг-стратегии и др.).
Второй раздел посвящен общим аспектам психоаналитическая теория защитных механизмов, где освещаются проблема хронологии и классификации защитных механизмов, защитная и адаптивная функции защитных механизмов и соотношение защитных механизмов и сопротивления.
В третьем разделе анализируются частные виды защитных механизмов.
Связь между отдельными темами. Весь материал курса представляет собой логическое и последовательное изложение описанных выше тем с иллюстративным материалом из сферы «психопатологии обыденной жизни» и клиническим материалом.
Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от простого к сложному».
Технология преподавания отдельных тем. Темы данного курса преподаютсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами.