Интеллектуализация

Лапланш / Понталис: Процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. Термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над переживанием и признанием аффектов и фантазий.

Термин “интеллектуализация” не встречается у Фрейда, “а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития”. Одна из наиболее его ясных трактовок принадлежит А. Фрейд, которая трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится “к овладению инстинктами при помощи мышления”. Мыслительная активность подростков не является стремлением разрешить задачи, поставленные реальностью. “Их мыслительная активность есть, скорее, показатель напряженной настороженности по отношению к инстинктивным процессам и перевод того, что они воспринимают в абстрактное мышление”.

В терапии интеллектуализацией обозначают сопротивление. Оно может быть более или менее явным, но всегда оказывается способ уклониться от выполнения основного правила.

Наиболее тонкая форма интеллектуализации сходна с процессами описанными К. Абрахамом в работе “Об особой форме невротического сопротивления в психоаналитической методике” (1919). Так, некоторые пациенты “хорошо работают” во время терапии: следуя основному правилу, они рассказывают о своих воспоминаниях, снах и даже эмоциональных переживаниях. Однако, при этом возникает впечатление, будто все происходит по заранее заготовленной программе: они стремятся быть образцовыми пациентами и строят толкования самостоятельно, избегая тем самым любого вторжения в собственное бессознательно, любого вмешательства аналитика, воспринимаемого как угроза извне.

Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, прежде всего с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное - она не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее “вероятностные”, нежели истинные, побуждения, дает им рациональные или идеальные обоснования (напр., садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: