Тематический план
| № темы | Количество часов | |||
| Лекц. занятий | Практ. занятий | Самост. работа | Всего | |
| Тема 1. Цели, предмет и особенности экономики отраслевых рынков | ||||
| Тема 2. Информация и структура рынка | ||||
| Тема 3. Рыночная концентрация: монопольная власть и доминирующее положение, потери общества | ||||
| Тема 4. Олигополия | ||||
| Тема 5. Вертикальная интеграция | ||||
| Тема 6. Ценовая дискриминация | ||||
| Тема 7. Отраслевой рынок и дифференциация продукта | ||||
| Тема 8. Государственная отраслевая политика | ||||
| Тема 9. Рыночная специфика нефтегазового сектора Тюменской области | ||||
| Итого |
Содержание лекционного курса
Тема 1. Цели, предмет и особенности экономики отраслевых рынков
Значение, предмет, сфера исследования экономики отраслевых рынков; два подхода к изучению: с точки зрения взаимосвязи структуры, поведения и результата и с точки
зрения теории цен; издержки контроля и трансакционные издержки; взаимосвязь с другими дисциплинами.
Фирма как ключевой институт экономки отраслевых рынков: основные концепции фирмы (технологическая, контрактная, стратегическая); классификация внутренних структур фирмы (по размеру, по формам собственности, по организационно-правовой форме, по типам внутренних структур управления).
Методология исследования рыночных структур, анализ структуры рынков, факторы, определяющие структуру рынка, динамика рынка. Структура рынка и эффективность функционирования рынка.
Тема 2. Информация и структура рынка
Модель «рынка лимонов» Акерлофа; проблемы «риска недобросовестного контрагента» и «негативного отбора»; решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве; ассиметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов; ассиметричная информация о ценах.
Модели дифференциации продукта и их практическое применение:
1. Модель монополистической конкуренции Чемберлина;
2. Модель «линейного города» Хотеллинга;
3. Модель «кругового города» Салопа;
4. Модель дифференциации продукции по совокупности характеристик Ланкастера;
5. Модель зависимости оптимального объема рекламных расходов от характеристик остаточного спроса на товар фирмы (модель Дорфмана-Штайнера);
6. Модель выбора потребителя на рынке товаров, различных по качеству (модель Саттона).






