Темы практических занятий

Семинар 1

Рыночная концентрация. Общий анализ рынка.

Вопросы для обсуждения:

1. Схема анализа рынка: особенности прямых и обратных связей.

2. Фундаментальные условия отрасли (со стороны спроса и со стороны предложения). Роль базовых условия для развития структуры рынка.

3. Факторы структуры отрасли. Значение потенциальных экономических агентов (продавцов и покупателей) как фактора рыночной структуры.

4.Параметры поведения фирмы на рынке. Какие параметры в наибольшей степени отвечают целям отраслевого анализа в рыночной и переходной экономиках? В каких случаях главную роль играет цена, в каких объем выпуска фирмы, в каких качество товара как параметры рыночного поведения предприятия? Каково влияние выбора фирмы на структуру рынка и его результативность?

5. Показатели функционирования отрасли (рынка). Дискуссия относительно адекватных показателей результативности для разных отраслей и разных типов экономик. Эмпирические исследования эффективности рыночных структур. Какова взаимосвязь между фундаментальными условиями отрасли, структурой рынка, поведением фирмы и результативностью отрасли? Привести примеры для эффективных и неэффективных отраслей.

6.Факторы отраслевой политики государства. Каковы возможности государственной промышленной политики с точки зрения ее влияния на результативность отраслей экономики?

7. Проанализировать несколько отраслей (с разной рыночной структурой) по предложенной схеме.

8. В чем причина того, что одни параметры размера фирмы показывают более высокий уровень концентрации, чем другие? Какие же параметры нам использовать для анализа?

9. Какую роль играет диверсификация компаний в изменении уровня концентрации в стране?

10. Почему позиции лидеров отрасли являются, как правило, устойчивыми? Верно ли это правило для стран с переходной экономикой?

11. Зависит ли уровень концентрации в стране от формы организации промышленности?

12. Проанализируйте факторы “искажения” уровня совокупной концентрации в стране. Какую роль в этом процессе играет импорт?

Семинар 2

Ценовая дискриминация.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды ценовой дискриминации, встречающиеся на практике. Индивидуальная дискриминация. Групповая дискриминация. Продуктовая дискриминация.

2. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Воздействие ценовой дискриминации на распределение доходов, на экономическую эффективность.

3. Ценовая дискриминация и естественная монополия.

4. Воздействие ценовой дискриминации на конкуренцию. особые проблемы географической ценовой дискриминации. Ценообразование на основе системы базисных пунктов и конкуренция. Пространственное ценообразование и эффективность.

5. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации. Аргументы в защиту дискриминаторов.

6. Межвременная дискриминация. Распределение спроса на товары с длительным сроком службы во времени. Дилемма Коуза. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах. Проблема лизинга или купли-продажи инвестиционных товаров. Планируемое устаревание товара.

7.Проанализировать виды ценовой дискриминации, которые применяют российские и зарубежные фирмы в России и на международных рынках.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: