Лицензирование деятельности

Адміністративні принципи організації дозвільної діяльності в галузі використання радіочастотного спектру.

Лицензирование деятельности

ліцензія - документ державного зразка, який засвідчує право ліцензіата на провадження зазначеного в ньому виду господарської діяльності протягом визначеного строку у разі його встановлення
Кабінетом Міністрів України за умови виконання ліцензійних умов;
ліцензійні умови - установлений з урахуванням вимог законів вичерпний перелік організаційних, кваліфікаційних та інших спеціальних вимог, обов'язкових для виконання при провадженні видів господарської діяльності, що підлягають ліцензуванню;

ліцензування - видача, переоформлення та анулювання ліцензій, видача дублікатів ліцензій, ведення ліцензійних справ та ліцензійних реєстрів, контроль за додержанням ліцензіатами ліцензійних умов, видача розпоряджень про усунення порушень ліцензійних умов, а також розпоряджень про усунення

порушень законодавства у сфері ліцензування;
орган ліцензування - орган виконавчої влади, визначений Кабінетом Міністрів України, уповноважений законом державний колегіальний орган, спеціально уповноважений виконавчий орган рад для ліцензування певних видів господарської діяльності;

плата за ліцензію - разовий платіж, що вноситься суб'єктом господарювання за одержання ліцензії.

Управление использованием РЧР необходимо для предотвращения помех между службами. Составной частью этой деятельности является лицензирование. Ниже рассматриваются вопросы лицензирования радиостанций. Однако использование радиоспектра можно освободить от лицензирования, чтобы уменьшить административную и экономическую нагрузку на пользователей.

Лицензирование - это процесс предоставления законного права на эксплуатацию оборудования (например, радиостанции) при конкретных оговоренных условиях. В этих целях в п. 2020 Регламента радиосвязи говорится, что ни одна передающая станция не может устанавливаться без лицензии, выдаваемой правительственной организацией страны, которой подчинена данная станция. В ряде администраций право на использование приемной радиостанции также подлежит лицензированию. Деятельность по лицензированию должна регулироваться в рамках установленных законов.

Полномочная организация по лицензированию проводит проверку соблюдения регламентных положений и имеет право на изучение влияния помех. Лицензирование может также использоваться для наложения ограничений на производство, продажу, владение и ввоз определенного оборудования радиосвязи, которое может причинять серьезные помехи.

Без дисциплины, обеспечиваемой системой лицензирования, радиопомехи могли бы быстро достичь неприемлемых уровней, сделав бесполезными любые инвестиции в оборудование для передачи или приема радиосигналов. Возможности воздействия радиопомех для многих типов применения радиосвязи настолько велики, что пользователи могут предпочесть режим лицензирования, сопровождающийся обеспечением защиты от вредных помех при нормальных условиях работы.

Следует предусмотреть возможность продления лицензии на период использования, определяемый Администрацией. В зависимости от типа оборудования срок действия лицензии может меняться. В свою очередь, от этого срока зависит и количество контрольных проверок за соблюдением условий, указанных в лицензии.

Продлеваемые лицензии оказывают важное влияние на использования радиоспектра в будущем. Этим способом можно обеспечить принятие новой технологии, более эффективной с точки зрения использования спектра.

Данные, полученные из регистрационных записей по лицензированию, могут быть использованы для получения статистической информации по доступу к спектру и для определения тенденций в использовании спектра на национальном уровне. Эти данные также можно использовать в качестве вспомогательных для прогнозирования будущих потребностей в использовании спектра.

Кроме того, данные по лицензированию радиосвязи оказывают неоценимую помощь организациям по обеспечению соблюдения регламентных положений, участвующим в разборе жалоб на помехи, и могут содействовать в применении правовых санкций в отношении незаконных радиостанций.

Потенциальная возможность причинения помех устройствами малой мощности остальным пользователям радиосвязи является минимальной, если эти радиоустройства работают в соответствии с надлежащими техническими условиями. При этих условиях можно рассмотреть вопрос освобождения от лицензирования всех маломощных радиоустройств.

Этим будет обеспечен более свободный регламентный режим для пользователей, изготовителей и поставщиков. Пользователям не придется платить взносы или заполнять формы заявок на лицензирование, а изготовители и поставщики смогут сбывать продукцию в менее регламентированных условиях. Оборудование, попадающее в данную категорию, может включать такие устройства, как металлические детекторы, устройства по радиоуправлению моделями, Противоугонные устройства, системы тревожной сигнализации и Радиотелефоны.

Однако определенные маломощные радиоустройства все же могут требовать лицензирования, особенно если некоторые частоты используется совместно или на вторичной основе (то есть когда другие пользователи имеют приоритет в использовании этих частот).

Разрешение на использование радиосредств путем лицензирования обычно дается на определенных условиях с определенными предписаниями и ограничениями. Эта процедура обычно называется одобрением типа оборудования. Тот факт, что тип изделия одобрен, означает, что он должен отвечать указанным требованиям. Аналогичным образом, освобождение оборудования от требований лицензирования обычно зависит от оборудования, тип которого одобрен или, возможно, отвечает другим заданным условиям, но иногда не столь жестким.

Администрации могут устанавливать плату для пользователей спектра за полученные ими лицензии. Плата может отражать степень пользования спектра, а также получаемую экономическую выгоду. Уровень платы также может быть использован как средство оптимизации использования спектра.

Плата обычно устанавливается в зависимости от одного или нескольких перечисленных ниже факторов:

а) радиочастоты;

б) объема используемого спектра; например, ширины полос;

в) используемых каналов или линий;

г) степень загрузки канала (или линии);

д) эффективности использования спектра применяемого оборудования;

е) мощности/зоны охвата;

ж) географического местоположения.

Плата за оформление лицензии на осуществление деятельности в области связи вносится заявителем или уполномоченным лицом (на основании доверенности на получение лицензии) до момента выдачи лицензии. Плата может быть возвращена заявителю только в случае отказа от получения лицензии.

Для режима лицензирования должны разрабатываться процедуры, служащие руководством для пользователей спектра ц влияющие на их выбор так, чтобы:

1) их заявки на доступ к спектру отражали то значение, которое они придают использованию спектра;

2) заявители рассматривали альтернативные виды связи, не обязательно требующие доступа к радиоспектру, и избегали использования наиболее «перегруженных» частот;

3) существующие пользователи изучили свои потребности в спектре и отказывались от излишнего использования спектра;

4) новые пользователи и новая техника обеспечивали большие возможности доступа к радиоспектру.

.

Административное управление лицензированием играет важную роль в любой хорошо структурированной организации по управлению использованием спектра и осуществляет контроль работы станций и использование частот посредством:

- изучения заявок на получение лицензий и связанных с ними документов для определения возможности выдачи лицензии подателю заявления с правовой и регламентной точек зрения и технической приемлемости предлагаемого радиооборудования;

- выдачи разрешений организациям, для которых лицензия может не требоваться, таким как правительственные организации;

- присвоения позывных сигналов индивидуальным станциям;

- выдачи лицензий и сбора соответствующей платы;

- продление и аннулирование лицензий;

- проверки компетентности операторов и выдачи сертификатов оператора.

Любой владелец лицензии на использование радиоспектра должен соблюдать ряд требований (конкретные радиослужбы могут иметь обязательные требования, характерные для данной службы):

а) работа радиослужбы без лицензии должна рассматриваться как правонарушение, если только эта служба не освобождена от лицензирования;

б) все изменения, связанные с радиослужбой, должны быть сначала санкционированы полномочной организацией по управлению использованием частот; подробно изложенные изменения должны быть переданы владельцем лицензии полномочной организации по управлению использованием частот;

в) владелец лицензии должен обеспечить, чтобы любые лица, эксплуатирующие радиостанцию (радиостанции), соблюдали условия лицензии;

г) при необходимости, все сообщения должны начинаться и заканчиваться позывными сигналами;

д) лицензия может включать формулировку условий, относящихся к ЭМС, помехоустойчивости и мерам обеспечения безопасности, включая внутреннюю безопасность оборудования;

е) лицензия может содержать замечания о соблюдении стандарта на оборудование и о техническом обслуживании посредством системы обеспечения качества;

ж) в условия лицензирования также может быть включен вопрос соответствия техническому стандарту на площадку для станций.

Помехи другим пользователям РЧР могут возникать по следующим причинам, в частности:

a) возникновение интермодуляционных составляющих либо на выходе передатчика, либо на входе приемника;

b) побочное излучение от передатчиков и/или приемников;

c) блокирование приемника.

Эти трудности могут быть преодолены несколькими способами. (Излагаемое ниже дополняет и конкретизирует материал пп. 4.1 и 4.2).

Когда на рабочей площадке располагается много установок и несколько мачт, выбор частоты (частот) имеет большое значение, если требуется избежать образования интермодуляционных составляющих. Если обнаруживается, что альтернативный выбор частоты (или частот) невозможен, то может оказаться необходимым подавление излучений интермодуляционных составляющих путем включения фильтра между передатчиком и его антенной.

На практике на площадках, где используется большое число частот, может оказаться затруднительным опознать явный источник помех. Кроме того, излучение интермодуляционных составляющих может иметь амплитуду, достаточную для того, чтобы создавать помехи на соседних площадках.

Исключить помехи можно путем уменьшения мощности передатчика (использующего очень высокий уровень мощности); этот передатчик обычно является главным источником помех на площадке.

Подобным образом можно бороться с помехами, увеличив вертикальное расстояние между антеннами, ослабив тем самым взаимодействие с передатчиком, создающим интермодуляционные составляющие.

Может оказаться полезным использовать схему, согласно которой специалисты по управлению использованием спектра и/или владельцы площадок обязаны определять вероятность возникновения интермодуляционных составляющих до того, как будет разрешено использовать новую частоту. Это может иметь важное экономическое значение для потенциальных пользователей частот на площадке, где уже работает большое число радиостанций, особенно если в оборудовании должны производиться изменения.

В целях обеспечения возможности отдельным лицам эксплуатировать или осуществлять техническое обслуживание радиопередающей аппаратуры администрация может потребовать проведения проверки компетентности операторов для выдачи лицензий.

Кроме того, в Конвенции об охране человеческой жизни на море и в Регламенте радиосвязи указывается, что при определенных условиях только лица, обладающие лицензиями, могут либо эксплуатировать, либо нести ответственность за радиоизлучение передатчиков.

Как правило, лицензии оператора радиосвязи относятся к службам безопасности, любительской радиосвязи или другим службам, где может использоваться радиосвязь для обеспечения безопасности.

Примерами могут служить лицензии авиапилотов, операторов морской радиосвязи Глобальной морской системы оповещения о бедствии и обеспечения безопасности, коммерческие лицензии для отдельных лиц, которые устанавливают, ремонтируют и осуществляют техническое обслуживание передатчиков на морских и воздушных судах и т. д.

В ряде стран требуется иметь минимальное специальное образование в качестве необходимого условия для прохождения проверки. В иных странах не требуется никакого образования, а принято полагаться либо на свидетельство об определенном опыте (обучении), либо на результаты проверки.

Имеет смысл признавать для национальных целей дипломы операторов радиосвязи с известными квалификационными нормами, выданные в другой стране. Это может облегчить проведение эффективной, без излишних затрат, сертификации операторов, особенно если рабочая нагрузка на национальном уровне относительно мала и нет достаточных оснований для разработки и проведения на уровне современных требований проверки компетентности операторов, особенно если такая проверка требует включения вопросов передовой технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: