Сущность консонирования и диссонирования

Музыкальным бытием гармонии является ее звуковая реализа­ция, воплощаемая в звуковысотных отношениях. Исходное, элемен­тарное высотное отношение, своего рода «гармонический атом», есть интервал. Богатство и многообразие гармонических отношений вы­ражаются в наличии и сложном взаимодействии многих разнокаче­ственных интервалов. Качество гармонического слияния, «согласия», по-разному представлено в различных интервалах. Та или иная сте­пень слитности, «согласности» в созвучании двух музыкальных тонов составляет сущность консонирования и диссонирования и образует, в свою очередь, коренную предпосылку для прочих важнейших явле­ний гармонии в музыке, в частности для консонантности и диссонант­ности аккордов. Отсюда определения консонанса и диссонанса.

Консонанс есть звучание тонов, сливающихся друг с другом; спокойное, ненапряженное созвучие.

Диссонанс — звучание тонов, как бы «не сливающихся» друг с другом; диссонансу свойственна напряженность экспрессии.

Взятые как критерии разделения созвучий на консонансы и дис­сонансы, слуховые впечатления «слитности» и «неслитности» звуча­ния, «напряженности» и «спокойствия» могут дать лишь относи­тельные указания, а не абсолютно-определенные. Точно они разгра­ничивают лишь более слитные и менее слитные звучания, а не однозначно прочерченную «линию водораздела» между тем и дру­гим. Поэтому в разные эпохи четкая граница между консонансом и диссонансом устанавливалась в разных местах. Так, у древних гре­ков консонансами были только кварта, квинта, октава и их октав­ные расширения; все терции и сексты были диссонансами. В XIII в. произошел перелом, и с XIV в. граница была передвинута: терции и сексты заняли свое место среди консонансов. В XX в. происходит следующая перемена, и прежние диссонансы (септимы, секунды и тритон) сколь угодно часто применяются совершенно свободно, как раньше могли использоваться только консонансы.*

Выступая как первичные носители гармонии в саморазличии ее форм, отношения консонанса и диссонанса воплощаются в звуковысот­ном материале музыки и развертывают спектр природных его свойств — с постепенным переходом от абсолютного слияния (унисона) к все бо­лее сложным и менее слитным отношениям, в перспективе уходящим в бесконечность (подобно пропорционированному числовому ряду).

Вместе с тем, если говорить о самой сути феномена музыки, градация отношений созвучия отражается в основных аспектах его музыкального воплощения, начиная от абстрактных (внематериальных) отношений чисел и кончая тонкостями психологии эстетиче­ского восприятия (простирающегося вплоть до социальных, нацио­нальных, историко-культурных различий). Отсюда ряд важнейших аспектов рассмотрения проблемы консонанса и диссонанса — мате­матический, физический, музыкально-физиологический, музыкально-психологический,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: