Музыкальная физиология рассматривает то, как воздействует созвучие на воспринимающий аппарат нервной системы человека. По Гельмгольцу, восприятие консонансов есть «приятный род нежного и равномерного возбуждения слуховых нервов».* Консонанс как слитное звучание представляется как бы «гладким», а диссонанс — «шероховатым», и различие в их физиологическом сенсорном воздействии можно уподобить аналогичному явлению в области других чувств, например зрению, осязанию: ровный спокойный свет вызывает ощущение, подобное консонансу, а неровный, прерывистый — сходное с диссонансом.
В результате различий в музыкально-физиологическом (сенсорном) ощущении созвучия делятся на следующие группы и подгруппы (см. табл. 3).
С музыкально-психологической точки зрения, консонанс и диссонанс — не ощущения, а представления о тех или иных созвучиях как носителях музыкально-смысловых значений, функций музыкальной динамики. Консонанс в его сопряжении с диссонансом представляется выражением покоя, устойчивости, отсутствия стремлений, тяготений, а диссонанс — носитель напряженности, неустойчивости, устремленности, движения, тяготения. Важнейшая музыкально-психологическая сторона соотношения консонансов и диссонансов — установление (пусть пока еще и на крайне элементарном уровне)
|
|
* Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. С. 469; см. также гл. IX-XII, XV, XVII.
Таблица 3
Консонансы | № n/n | Диссонансы | |||
Совершенные | Унисон октава | абсолютные | |||
Квинта кварта | твердые | ||||
Несовершенные | большая секста | ||||
большая терция малая терция | мягкие | ||||
малая секста | |||||
Мягкие, неопределенные | тритоны (уменьшенная квинта, увеличенная кварта) | ||||
Мягкие | малая септима большая секунда | ||||
Острые | большая септима малая секунда |
музыкально-логических значений тонов. Звуки унисона и октавы наделяются смысловыми значениями логического тождества; квинты и кварты — отношениями логического соподчинения при максимальном (для звуков различного качества) звуковом слиянии; терций и секст — также логического соподчинения (один звук всегда воспринимается как опорный, главный, как основной тон созвучия, а другой — как подчиненное ему дополнение) при среднем звуковом (акустическом) слиянии; звуки септим и секунд получают логические значения противоречия разной степени интенсивности.
|
|
Музыкально-психологические различия между консонансом и диссонансом — не количественные, а качественные — могут становиться средствами поляризации музыкальной экспрессии. В контексте европейской мажорно-минорной системы контраст консонанса и диссонанса достигает острой противоположности и обладает самостоятельной эстетической ценностью.