Музыкально-физиологический и музыкально-психологический аспекты

Музыкальная физиология рассматривает то, как воздействует созвучие на воспринимающий аппарат нервной системы человека. По Гельмгольцу, восприятие консонансов есть «приятный род неж­ного и равномерного возбуждения слуховых нервов».* Консонанс как слитное звучание представляется как бы «гладким», а диссо­нанс — «шероховатым», и различие в их физиологическом сенсор­ном воздействии можно уподобить аналогичному явлению в области других чувств, например зрению, осязанию: ровный спокойный свет вызывает ощущение, подобное консонансу, а неровный, прерыви­стый — сходное с диссонансом.

В результате различий в музыкально-физиологическом (сенсор­ном) ощущении созвучия делятся на следующие группы и подгруп­пы (см. табл. 3).

С музыкально-психологической точки зрения, консонанс и дис­сонанс — не ощущения, а представления о тех или иных созвучиях как носителях музыкально-смысловых значений, функций музыкаль­ной динамики. Консонанс в его сопряжении с диссонансом представ­ляется выражением покоя, устойчивости, отсутствия стремлений, тя­готений, а диссонанс — носитель напряженности, неустойчивости, устремленности, движения, тяготения. Важнейшая музыкально-психо­логическая сторона соотношения консонансов и диссонансов — установление (пусть пока еще и на крайне элементарном уровне)

* Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. С. 469; см. также гл. IX-XII, XV, XVII.

Таблица 3

Консонансы № n/n Диссонансы
Совер­шен­ные Унисон октава абсолютные      
    Квинта кварта твердые      
Несовершенные большая секста        
    большая терция малая терция мягкие      
  малая секста        
        Мягкие, неопре­делен­ные тритоны (умень­шенная квинта, увеличенная кварта)
               
        Мягкие малая септима большая секунда
        Острые большая септима малая секунда

музыкально-логических значений тонов. Звуки унисона и октавы на­деляются смысловыми значениями логического тождества; квинты и кварты — отношениями логического соподчинения при максималь­ном (для звуков различного качества) звуковом слиянии; терций и секст — также логического соподчинения (один звук всегда воспри­нимается как опорный, главный, как основной тон созвучия, а дру­гой — как подчиненное ему дополнение) при среднем звуковом (аку­стическом) слиянии; звуки септим и секунд получают логические значения противоречия разной степени интенсивности.

Музыкально-психологические различия между консонансом и диссонансом — не количественные, а качественные — могут стано­виться средствами поляризации музыкальной экспрессии. В контек­сте европейской мажорно-минорной системы контраст консонанса и диссонанса достигает острой противоположности и обладает самостоя­тельной эстетической ценностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: