Важнейшие теории консонанса-диссонанса

Проблема консонанса и диссонанса всегда была одной из глав­нейших в музыкальной теории. Приведем краткий исторический обзор. Пифагорейцы (VI-IV вв. до н. э.) установили четкое деление звукоотношений (горизонтальных интервалов) на консонансы (чис­тая кварта, чистая квинта, октава и их октавные расширения) и дис-

сонансы (все остальные, в том числе большая и малая терции) и обосновали их теорию на основе философии числа (консонанс опре­делялся как простейшее числовое отношение). Школа Аристоксена дала определение консонансу на основе данных музыкального вос­приятия. Теоретик XIII в. Йоханнес де Гарландия (ок. 1240) впер­вые отнес к консонансам обе терции. Большая секста перешла в консонансы у Анонима (2, CS I, р. 312а; вторая половина XIII в.), малая секста — к середине XIV века. Основу понимания консонирую­щих трезвучий как консонантных единств (а не только как комбина­ций интервалов) заложил Дж. Царлино (1558). В конце XVI в. италь­янский теоретик В. Галилеи допускает свободное (без приготовле­ния) вступление диссонанса.

Ж.-Ф. Рамо (первая половина XVIII в.) дал широкое обоснова­ние аккорду (консонирующему трезвучию прежде всего) в качестве фундамента всего здания музыки. По мере развития теории аккор­да установились два рода диссонирования: диссонанс как самостоя­тельный аккорд (например, доминантсептаккорд) и диссонанс как сочетания звуков аккорда с неаккордовыми. В функциональной теории XIX в. (более всего у Римана) консонанс трактуется как обусловленное природными причинами слияние звуков в аккорд-монолит (причем возможны только две формы такого созвука — мажорное и минорное трезвучия), а диссонанс — как нарушение консонанса благодаря прибавлению к консонантной основе еще ка­ких-либо тонов (независимо от того, дают ли они реально слыши­мый диссонирующий интервал или нет). Например, в C-dur аккорд f-a-c-d состоит из созвука субдоминанты и прибавленного тона d (= 6); в d-moll аккорд d-f-a-c — из созвука минорной тоники и прибавка с.

В теории XX в. были признаны возможности диссонанса к само­стоятельному употреблению, независимо от консонанса. Так, Б. Л. Явор­ский допускал возможность четырехзвуковых, шестизвуковых, восьмизвуковых тонических аккордов (например, тоника «дважды-цеп­ного» лада — аккорд c-des-es-e-fis-g-a-b).

А. Шёнберг назвал диссонансы «отдаленными консонансами». Традиционные «функциональные» разграничения между консонан­сами и диссонансами резко критиковал Б. В. Асафьев. Сходные идеи встречаются и в позднейшее время: упомянем указания на постепен­ность освоения слухом все более высоких обертонов в работах А. Ве­берна (Webern A. Der Weg zur Neuen Musik — в русском издании: Веберн А. Лекции о музыке. М., 1975) и Ж. Шайе (Chailley J. Expliquer l'harmonie. Lausanne, 1967).

Литература

1. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. Гл. X, XII.

2. Медушевский В. В. Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной системы // VI Всесоюзная акустическая конференция. Секция К. М., 1968.

3. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: