Типы неаккордовых звуков

По традиции различают прежде всего неаккордовые звуки на тяжелых и легких метрических долях.

На тяжелых метрических долях, в момент вступления аккорда:

1) задержания. Противоречие со структурой аккорда ощущается на тяжелых (сильных) долях особенно сильно, отсюда особенно экс­прессивный характер задержаний.

На легких (слабых) долях:

2) проходящие (диатонические и хроматические);

3) вспомогательные (обычно верхний вспомогательный — диато­нический, нижний отстоит на малую секунду);

4) предъем.

Помимо этих — основных и наиболее распространенных — ти­пов неаккордовых звуков встречаются также:

5) выдержанные тоны (педали);

6) свободные тоны.

Ниже будут употребляться следующие условные обозначения неаккордовых звуков:

з — задержание, в — вспомогательный,
n — проходящий (звук), пм — предъем.

А также более редкие обозначения:

an — апподжиатура, вт — выдержанный тон,
к — камбиата, cm — свободный тон.

ЗАДЕРЖАНИЯ. АППОДЖИАТУРА

В строгом смысле слова задержанием называется продление зву­ка предшествующего аккорда в пределах последующего, в состав которого он не входит. Соответственно задержание состоит из трех моментов (см. пример 18): приготовления, задержания и разреше­ния (секундовым ходом). Продление выражается лигой либо точкой, долгой нотой (то есть средствами, показывающими, что речь идет об одном звуке, не повторяющемся и не берущемся в момент вступле­ния последующего аккорда).

Однако под задержанием принято понимать не только эту фор­му, но и такие, в которых отсутствует момент приготовления (так называемые «неприготовленные» задержания). В таких случаях нельзя говорить о задержании как о продлении, и возникает проти­воречие со словом «задержание»*. В результате получается другое толкование термина «задержание» (см.: Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. II. С. 17) — не как «продление» звука прежнего аккорда, а как «задержка» со вступлением нового аккордового зву­ка. Отсюда общее определение: задержание есть неаккордовый звук на тяжелой доле, задерживающий вступление смежного с ним ак­кордового.

Задержания подразделяются на три основных вида:

1) приготовленные (из трех моментов: п-з-р);

2) неприготовленные (з-р);

3) брошенные (п-з; очень редкая форма).

1. Приготовленные задержания, в свою очередь, имеют две раз­новидности (одинаково называемые «приготовленное задержание»):

1) продленным звуком; это и есть собственно «задержание» (при­мер 18);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: