По традиции различают прежде всего неаккордовые звуки на тяжелых и легких метрических долях.
На тяжелых метрических долях, в момент вступления аккорда:
1) задержания. Противоречие со структурой аккорда ощущается на тяжелых (сильных) долях особенно сильно, отсюда особенно экспрессивный характер задержаний.
На легких (слабых) долях:
2) проходящие (диатонические и хроматические);
3) вспомогательные (обычно верхний вспомогательный — диатонический, нижний отстоит на малую секунду);
4) предъем.
Помимо этих — основных и наиболее распространенных — типов неаккордовых звуков встречаются также:
5) выдержанные тоны (педали);
6) свободные тоны.
Ниже будут употребляться следующие условные обозначения неаккордовых звуков:
з — задержание, | в — вспомогательный, |
n — проходящий (звук), | пм — предъем. |
А также более редкие обозначения:
an — апподжиатура, | вт — выдержанный тон, |
к — камбиата, | cm — свободный тон. |
ЗАДЕРЖАНИЯ. АППОДЖИАТУРА
В строгом смысле слова задержанием называется продление звука предшествующего аккорда в пределах последующего, в состав которого он не входит. Соответственно задержание состоит из трех моментов (см. пример 18): приготовления, задержания и разрешения (секундовым ходом). Продление выражается лигой либо точкой, долгой нотой (то есть средствами, показывающими, что речь идет об одном звуке, не повторяющемся и не берущемся в момент вступления последующего аккорда).
Однако под задержанием принято понимать не только эту форму, но и такие, в которых отсутствует момент приготовления (так называемые «неприготовленные» задержания). В таких случаях нельзя говорить о задержании как о продлении, и возникает противоречие со словом «задержание»*. В результате получается другое толкование термина «задержание» (см.: Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. II. С. 17) — не как «продление» звука прежнего аккорда, а как «задержка» со вступлением нового аккордового звука. Отсюда общее определение: задержание есть неаккордовый звук на тяжелой доле, задерживающий вступление смежного с ним аккордового.
Задержания подразделяются на три основных вида:
1) приготовленные (из трех моментов: п-з-р);
2) неприготовленные (з-р);
3) брошенные (п-з; очень редкая форма).
1. Приготовленные задержания, в свою очередь, имеют две разновидности (одинаково называемые «приготовленное задержание»):
1) продленным звуком; это и есть собственно «задержание» (пример 18);