Критерии классификации неаккордовых звуков

Исходя из определения сущности неаккордовых звуков (линей­ных тонов), мы получаем основные критерии их классификации. Это:

1. Секундовость как природа линии (что связано со свойством большой и малой секунды стирать след предшествующего звука и благодаря этому давать выразительный эффект «перелива» одного звука в другой, отчего и происходит впечатление собственно линии).

к = консонирующий тон, д = диссони­рующий.

2. Диссонантность, возникаю­щая при движении линии, как противоречие, требующее специ­альных приемов согласования со стоящим созвучием, то есть при­ведения звучания к гармониче­скому порядку.

3. Наличие двух способов со­здания линии: основного — плав­ного движения по секундам (до слияния в гармоничном звучании) и особого — скачкового движения (прерывающего собственно ли­нию); причем скачковость сама возможна в двух видах — до дис­сонанса и после диссонанса (по­следнее из-за отсутствия эффек­та гармонического слияния, раз­решения диссонанса грозит внести дисгармонию).

4. Существенное различие меж­ду диссонансами линии, в зависимости от того, подчеркиваются ли они благодаря появлению в момент вступления созвучия-устоя (либо иногда благодаря его повторению) или, наоборот, вуалируются, сту­шевываются благодаря вытеснению на неакцентируемые метриче­ские доли.

5. Возможность разных форм мелодических (линейных) рисун­ков путем различных комбинаций линейных диссонансов (см. рис.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: