Дж. Фрескобальди. Три фуги, № 3

этот функциональный контраст становится обычным правилом орган­ного пункта (см., например, органные сочинения Д. Букстехуде, 1637-1707). Органный пункт стал таким, каким мы его знаем.

Органный пункт в XVII в., а в особенности в XVIII в. (И. С. Бах, Г.-Ф. Гендель) приобрел динамические свойства, превратился в мощ­ное средство формообразования.

У венских классиков органные пункты тонко дифференцируют­ся по их тонально-функциональному назначению. Вместо барочных смен-перекрасок появляются органные пункты с динамически про­тивоположными тонально-функциональными «зарядами» — доми­нантовые «педали-нагнетания» и тонические «педали-разрядки».

В XIX в. значительное развитие получили колористические педа­ли, жанрово-характеристические педали (Римский-Корсаков, «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»; Бородин, «Спящая княжна» — со сказочно-колыбельным характером экспрессии). Часто вместо ди­намики функциональных контрастов на первом плане оказывается красочно-фоновое значение педали. Сочные многозвучия на педалях обогащают вертикаль, подготавливая многое из аккордики XX в.

В XX столетии возможности органных пунктов заметно измени­лись. С одной стороны, расширилось и стало еще более разнообраз­ным их значение, расширился и круг гармоний на органном пункте (в частности, за счет гармоний хроматической системы; см.: Прокофь­ев, «Золушка», № 31 «Большой вальс», кода). С другой — органные пункты (отчасти и вследствие расширения сферы их действия) смыка­ются с другими средствами гармонии (например, в коде I части 8-й сонаты Прокофьева — смыкание принципов: 1) органного пункта со слоем идущих аккордов и 2) проходящих аккордов на фоне простого неподвижного педального созвучия), переходят в иные явления (на­пример, в «Золушке» Прокофьева в 38 «Полночь» педальный фон превращается в сонорный фон). Педальные созвучия смыкаются с диссонантными многозвучиями как нормативными аккордами.

Литература

1. Берков В. О. Пособие по гармоническому анализу. 2-е изд. М., 1966 (1-е изд. М., 1960). С. 162-184.

2. Мясоедов А. Н. Учебник гармонии. 2-е изд. М., 1983. Гл. 7. 3. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. VII. 4. Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн. 1 //

Музыкальная фактура. М., 1976. Гл. 5, § 4-5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: