Д. Шостакович. 8-я симфония, ч. IV

Таким образом, совершенно очевидно, что даже и там, где теоре­тически возможно соблюдение нетемперированного строя, фактиче­ски мы слышим всё в зонной темперации, благодаря которой в ком­позиции поддерживается единство высоты хотя бы главного звука ладотональной системы.

Возьмем для примера систему C-dur-moll в диапазоне хромати­ческих звукоступеней des-es и с возможными энгармоническими значениями fis = ges, des = cis, as - gis, es = dis, b = ais (12 ступе­ней интервальной системы и 17 самостоятельных значений звуков, причем в зависимости от индивидуальных особенностей темы, от­клонений в ней, цепочка из 17 значений может быть сокращена с обоих концов или, наоборот, продлена в ту или иную сторону). В рам­ках этой системы действует тот самый принцип смысловой диффе­ренциации значений звуков в квинтовой цепи, который был проде­монстрирован выше (см. в параграфе «Квинтовая структура диатони­ки»). Поскольку хроматику можно трактовать и как ряд встроенных друг в друга диатоник, то принцип смысловых значений удобно по­казать и через сплавление диатоник (ср. с примером 95):

Чем ниже (на схеме — левее), тем темнее, мрачнее, минорнее звучание того или другого тона, и наоборот — чем выше (правее), тем светлее, ярче, мажорнее. Квинтовая дифференциация тонов сис­темы непосредственно ощущается в музыкальном представлении. Звук fis слышится как активно подвижный с отчетливой восходя­щей тенденцией (тяготением вверх). Звуки cis, gis заметно интенсив­нее по степени яркости и как бы «накаленности» острых, восходя­щих тяготений. Звуки d, с, g ощущаются как спокойно-сильные, с неявно выраженным стремлением к последующему движению. Зву­ки бемольной стороны понимаются нами как затененные, прохлад­ные, темные — например es-as-des. Обратим внимание: cis и des — ступень нашего звукового ряда (реальная высота) одна, значения различны (см. рис. на с. 168). Чем гуще хроматика, тем труднее слуху различать не слышимые, но лишь воображаемые комматические значения одной и той же высоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: