Гимн «Nato nobis» (XVI в.)

и проходящих f —>g—> a, a —>g—> f) тонов строго регулируют гармоническую функцию созвучий между исходным устоем и его возвраще­нием либо между основным устоем (f) и побочным (а) по схеме устоев грегорианского лада 6-го тона (см. ладовую структуру баса и ср. с примером 110Г, Д). Таким образом, пример 123 показывает «чистую» натуральную старомодальную систему.

Но для гармонии на основе «церковных тонов» в высшей степени характерно также использование вводнотонного хроматизма, так называемой «ложной музыки» («musica ficta»). Казалось бы, хрома­тизм — нарушение диатонического (или миксодиатонического) мо­дуса и может поэтому считаться аргументом против идеи модально­сти, если ее понимать как верность определенному предназначенно­му звукоряду. Однако в действительности это не так. В условиях многолосия (типично четырехголосие, я также и 3 5-6-8-голосие) и свободы применения лишь для консонансов (совершенных и несо­вершенных) образуется двухслойность звукоряда, при которой натуральный ряд (диатонический f с g d а e h или миксодиатонический b f с g d а e h)продолжает сохранять статус модальной основы, а вводные тоны fis, cis, gis, функционируют как стабильные ладоспе-

цифические замены соответствующих натуральных тонов, как укра­шение в функции типичных, характерных звукорядных интонаци­онных формул, закрепившихся за соответствующими основными и местными каденционными устоями лада. Будучи типизированными ладозвукорядными явлениями, такие формулы должны, следова­тельно, пониматься как особого рода модальные факторы, но только не диатонические, а хроматические.

В многоголосной ткани постоянно звучат аккорды, независимо от того, каким образом они возникают (как правило, в качестве интервальных комплексов, в частности по принципу contrapunctus simplex, punctus contra punctum). Притом самостоятельной частью аккордов всегда являются только комбинации консонирующих ин­тервалов, следовательно, только трезвучия и секстаккорды. Но по­скольку выбор тонов для этих аккордов строго ограничен, то диапа­зон консонантных аккордов оказывается сравнительно узким и по­этому может функционировать как определенный гармонический модус. Музыка все время вращается в одном и том же круге созву­чий, подобно тому как музыка старых ладов — в одном и том же звукоряде, то есть модально. В отличие от монодической модально­сти грегорианских ладов, ренессансную систему модальной гармо­нии можно поэтому называть гармонической модальностью.

Ниже представлен в полном виде основной гармонический модус с ренессансной модальной гармонии (пример 124).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: