Дебет 44 субсчет «рекламные расходы» кредит 41

— списана стоимость товаров торговой фирмой.

Стоимость сувениров или работы по их изготовлению с нанесе­нием логотипа фирмы, почтового или электронного адреса, теле­фонов и т.п. реквизитов, выполненные сторонней организацией также списывают на счет 44 субсчет «Рекламные расходы». В нало­говом учете такие затраты учитываются при расчете налога на при­быль согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Но в Налоговом кодексе нет специального перечня затрат, ко­торые нужно относить к выставочным расходам, поэтому предпри­ятию нужно самостоятельно решить, что включать в расходы по выставке. Для этого оформляют приказ руководителя предприятия; определяющий, какая продукция и сувениры будут раздаваться на выставке бесплатно и в каком количестве. В таком случае налого­вые органы не смогут подарки и сувениры считать просто безвоз­мездной передачей, расходы на которую при расчете налога на при­быль не учитываются согласно п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ. Количество рекламных материалов должно быть указано в приказе, потому что расходы на рекламу нормируются согласно п. 4 ст. 264. Больше того, налоговики обычно настаивают на том, что бесплат­ная раздача продукции предприятия и сувениров — это нормируе­мые расходы и они должны учитываться при расчете налога на при­быль лишь в размере 1% от выручки предприятия. Но это утвер­ждение спорное. Авторы цитируемой статьи утверждают, что пред­приятие вправе отнести стоимость сувениров и продукции к выста­вочным расходам. Налоговый кодекс не регламентирует, что мож­но, а что нельзя относить к выставочным расходам, поэтому можно включить все в расходы по выставке при расчете налога на прибыль в полном объеме. И это выгодно и при уплате НДС. На основании п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ «входной» НДС по сувенирам и продукции можно полостью возместить только в том случае, если сами сувениры будут включены в расходы в налоговом учете по всей стоимости.

Есть еще один налог, который нужно иметь ввиду при бесплат­ной раздаче продукции и сувениров на выставках. Это налог на до­ходы физических лиц. Данным налогом не облагаются только по­дарки и сувениры стоимостью ниже 2000 руб. Вряд ли организация будет раздавать направо и налево презенты дороже 2000 руб. Но если такое случилось, то она обязана вести учет «доходов», которые она обеспечила в натуральной форме физическим лицам, и предос­тавлять соответствующие данные в налоговую инспекцию. Это оп­ределено п. 1 и 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ. Если этого не сделать, то за каждый непредставленный документ с предприятия взыщут штраф 50 и более рублей в соответствии с п. 1 ст. 126. Кро­ме того, лиц организации могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.). Это установлено п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

4. Особенности учета и отчетности по расходам на раздачу суве­ниров. Это удобнее всего рассмотреть на конкретном примере.

Строительная фирма ООО «Лотос» решила участвовать в выставке «Все для строительства», которая проходит с 8 по 12 сентября 2003 г. По рекламе приказом руководителя было предусмотрено и впоследствии бухгалтерией уч­тено три вида затрат.

Для выставки фирма заказала ООО «Гамма» изготовить 1000 шариковых ручек со своим логотипом и телефонами. За эту работу ООО «Лотос» запла­тило 6000 руб., включая НДС — 1000 руб. Все расчеты с ООО «Гамма» были произведены в сентябре. Так как в приказе руководителя ООО «Лотос» было указано, что ручки изготовлены в количестве 1000 штук для бесплатной разда­чи на выставке, бухгалтер организации принял стоимость ручек в налоговом учете как ненормируемые расходы на рекламу. И поэтому он оформил возме­щение всей суммы «входного» НДС из бюджета. Поскольку стоимость одной ручки составила 5 руб. (6000 - НДС (1000): 1000 шт.), ООО «Лотос» не нуж­но подавать сведения о розданных на выставке ручках в налоговую инспекцию. Налог на рекламу в то время составлял 5% от стоимости работ. В бухгалтер­ском учете ООО «Лотос» сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— 5000 руб. (6000 — 1000) — отражены расходы на изготовление ручек; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 1000 руб.-учтен НДС;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Рекламные расходы» КРЕДИТ 10

— 5000 руб. — списана стоимость ручек на рекламные расходы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 6000 руб. — оплачено изготовление ручек;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 6000 руб. — оплачено изготовление ручек; ДЕБЕТ 91 субсчет Прочие расходы»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на рекламу»

— 250 руб. (5000 х 5%) — начислен налог на рекламу;

* При расчете налога на прибыль бухгалтер ООО «Лотос» включил в прочие рас­ходы всю стоимость ручек в сумме 5000 руб. (6000 - 1000), а также сумму налога на рекламу — 250 руб.

5. Особенности учета и отчетности по расходам на розыгрыш призов. В качестве разыгрываемых на выставке призов могут быть самые разнообразные предметы, производимые предприятием. Стоимость врученного приза в бухгалтерском учете организации должна быть списана на рекламные расходы.

Об отчетности по НДС. При вручении приза физическому лицу происходит безвозмездная передача товара, которая облагается НДС. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ НДС начисляется на цену, по которой предприятие обычно продает свою продукцию. Начисляя НДС, необходимо оформить счет-фактуру и отразить ее в книге продаж. В бухгалтерском учете начисленный налог списыва­ется на счет 91 субсчет «Прочие расходы».

Итут возникает вопрос: можно ли этот НДС включить в расхо­ды при расчете налога на прибыль? Дело в том, что в п. 4 ст. 264 НК РФ четко сказано: в налоговом учете стоимость призов норми­руется, и при этом учитываемая максимальная сумма расходов на призы не должна превышать 1% от выручки предприятия.

По мнению авторов ранее цитируемой статьи (с. 36), предпри­ятие в праве так поступить по следующим основаниям.

Во-первых, призы разыгрывались в рамках рекламной акции, которая проводится с целью обеспечения роста доходов предпри­ятия. Во-вторых, начисляя налог на прибыль, предприятие выпол­няет требование законодательства. Оба факта свидетельствуют, что начисленный налог будет обоснованным расходом согласно требо­ваниям п. 1 ст. 252 НК РФ. Включить налог в прочие расходы по­зволяет подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. К тому же в п. 19 ст. 270 кодек­са НДС нельзя включить в расходы, только в том случае, если он предъявлен покупателю. В данном случае начисленный налог предприятие никому не предъявляет, так как приз вручается бес­платно. Правда, о стоимости приза, врученного счастливчику, нужно сообщить в налоговую инспекцию, да еще представить его паспортные данные. Но в соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ это можно сделать в течение месяца после того, как приз был вручен.

6. Учет расходов по раздаче печатных материалов. Естественно, стоимость расходов по печатной продукции (проспекты, буклеты, альбомы и т.п.) надо относить на рекламные расходы, но начислять НДС на них не нужно. Как уже говорилось выше, это не реализуе­мый товар, а передаваемый предмет, у которого момент перехода права собственности из рук в руки не фиксируется, а документы на акт передачи не оформляются. Это просто бессмысленно. Налого­вые инспекции придерживаются того же мнения, что подтверждено письмом МНС России от 2 июля 2001 г. № 01-4-03/858-Т245 и письмом Управления МНС России по г. Москве от 31 июля 2001 г. № 02-14/35611.

К этому следует добавить, что в налоговом учете стоимость ка­талогов и брошюр, содержащих информацию о фирме и ее товарах, включается в прочие расходы в полном объеме. На это прямо ука­зывает п. 4 ст. 264 НК РФ. А вот стоимость листовок, проспектов и буклетов в списке не нормируемых расходов нет. Значит ли это, что их нужно принимать к учету в пределах суммы, равной 1% от вы­ручки, как это делается при учете расходов на рекламные акции? Налоговые инспекторы часто так и считают. Но цитируемые авторы считают, что это можно делать, если правильно оформить соответ­ствующие учетно-отчетные документы. Раз предприятие распро­страняет проспекты и буклеты на конкретной выставке, а не на улице, то, как показано в предыдущем примере с сувенирными шариковыми ручками, расходы на этот вид рекламы нужно офор­мить аналогично. То есть учесть их в составе расходов на выстав­ку, которые в налоговом учете не нормируются. Но для этого нужно оформить приказ руководителя, в котором указывается, что данная печатная продукция в конкретном количестве предназна­чена для распространения на конкретной выставке в течение кон­кретного периода.

Теперь, зная особенности учета расходов по выставкам и рекла­ме, вы можете существенно сокращать затраты на выставочную деятельность, и в первую очередь:

• заключая отдельный договор на аренду выставочной площа­ди, чтобы не облагать эту сумму налогом на рекламу;

• правильным оформлением приказа по организации участия в выставке и командирования на нее сотрудников, избегая при этом налога на рекламу;

• возмещая «входной» НДС из бюджета;

• принимая к вычету «входной» НДС на стоимость выставоч­ных площадей и стендов, включенный в состав прочих расхо­дов и уплаченный при расчете налога на прибыль (при нали­чии счет-фактуры);

• избегая нормируемых расходов или включая расходные мате­риалы в выставочные затраты, т.е. в расходы на прибыль в полном объеме для полного возмещения «входного» НДС.

12.3. Особенности правовых норм участия в российских выставках

Устроитель и участник выставки — это две стороны, имеющие, кроме общих интересов в успешном проведении выставки, еще и собственные цели, к которым они стремятся, используя собствен­ные ресурсы и предоставленные им права. С правовой и организа­ционной точки зрения устроители выставок находятся в лучшем положении. Предлагая свои условия участия в выставках и формы договорной документации, они задают тон в отношениях с экспо­нентами. Кроме того, они объединены в Международный союз вы­ставок и ярмарок, пользуются поддержкой Международной ассо­циации выставочной индустрии (UFI). Экспоненты, у которых вы­ставочная деятельность не является основной, пока разобщены и продолжают вариться «в собственном соку». Местные торгово-промышленные палаты и отраслевые ассоциации или союзы часто не могут оказать им помощи в решении выставочных проблем по целому ряду причин, и, в первую очередь, из-за несовершенства нормативной базы и пробелов в российском законодательстве по выставкам и рекламе.

Особенности договорных отношений участника с устроителем вы­ставки. Взаимоотношения экспонента с устроителем выставки на­чинаются с оформления заявки на участие в выставке, подтвержде­ния согласия с условиями участия и закрепляются соответствую­щими договорами. Вступая в правоотношения с устроителем вы­ставки, экспонент уверен, что ст. 1 Гражданского кодекса РФ га­рантирует равенство всех участников правоотношений. Но в выста­вочном деле, в реальности, это не совсем так. Особенно в отноше­нии заявочно-договорной документации.

Во-первых, у каждого организатора выставки свои собственные разработки документов (заявки, условия участия, формы договоров) и свои «правила игры» (согласование размещения и охраны экспо­зиций, правила пожарной безопасности и т.п.). Вот здесь то и на­чинаются разночтения законодательства. Чаще всего устроители высылают участникам не заявку и договор, а совмещенную заявку-договор, в которой у участника, как правило, четко прописано только одно право — вовремя оплатить счета. И когда в собствен­ных интересах участник выставки предлагает откорректировать присланный договор, устроитель чаще всего отказывается это де­лать под предлогом, что он работает только по данной форме. Не помогают даже ссылки на ст. 420 ГК РФ, где четко сказано, что договором признается добровольное соглашение двух или несколь­ких сторон об установлении, изменении или прекращении граж­данских прав и обязанностей, что сторонам дается право заключать любые договора, не противоречащие действующему законода­тельству. Устроители в таких случаях ссылаются на п. 5 ст. 421 ГК РФ, которая гласит: «если условия договора не определены сторо­нами или диспозитивной нормой, соответствующие условия регу­лируются обычаями делового оборота, применяемыми к отношени­ям сторон».

Диспозитивные нормы действительно предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам переговоров воз­можность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Таким образом, сторонам предоставляется воз­можность самим договориться о взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается опре­деленный обязательный вариант поведения. Экспонент мог бы вос­пользоваться п. 2 ст. 427 ГК РФ, в котором предписано: «в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота». Но, к сожалению, в законода­тельстве не прописаны эти «примерные условия» для выставочно-ярмарочной деятельности, и поэтому устроитель практически всегда навязывает экспоненту свои. А последнему нужно иметь очень опытного юриста-переговорщика, чтобы доказать свою правоту и убедить устроителя заключить договор с полным удовлетворением своих интересов.

Особенности условий участия в выставках. У каждого органи­затора выставок обязательно имеются «Общие условия участия в выставках». По отдельным выставкам, например, с новой тема­тикой или в новом месте, условия участия разрабатываются спе­циально.

Существенный момент договорных отношений — ответствен­ность и санкции за отказ исполнения одной из сторон принятых на себя обязательств. Например, традиционно в договоре или условиях участия устроитель прописывает ответственность участника за отказ от участия в выставке после того, как был заключен договор, про­изведена оплата участия и согласованы условия участия, а материал участника уже внесен в официальный каталог выставки. А вот отказ устроителя от проведения выставки или его ответственность за пе­реносы ее сроков в договорах и условиях участия обычно не преду­сматриваются. Понятно, почему это не делается в выставочной практике развитых зарубежных стран. Там такое возможно только в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий или тер­рористических актов и т.п.).

В России же, в отличие от зарубежной практики, сроки прове­дения объявленных выставок нередко переносятся «по техническим причинам», и даже по несколько раз. Не единичны случаи, когда выставка просто отменяется и нередко даже без объяснения при­чин. Поэтому экспоненту желательно согласовать в договорных до­кументах не только свою ответственность перед устроителем вы­ставки, но и ответственность устроителя перед экспонентом. Если это не будет учтено в заявочно-договорной документации, экспо­нент рискует напрасно потратить свое время на подготовку к вы­ставке, деньги на разработку стенда, заказ дополнительного обору­дования и материалов, подготовку экспонатов, рекламы и персона­ла, бронирование гостиниц, приобретение билетов на проезд и т.д. Но если в договорных документах взаимная ответственность сторон за неисполнение принятых обязательств предусмотрена, в случае, когда выставка не состоялась по вине ее организатора, экспонент вправе требовать от него полного возмещения понесенных убытков «за отказ от исполнения договорных обязательств» в соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса РФ.

В условиях участия некоторых выставок можно встретить по­ложение: «Организатор оставляет за собой право по организаци­онным или техническим причинам изменить месторасположение стенда или размеры предоставляемой экспоненту площади». Если перенос места для экспонента не имеет существенного значения или затраты на изменение конфигурации стенда несущественны, то участник выставки может согласиться с таким условием. Но когда изменение местоположения стенда на выставке концепту­ально неприемлемо, а изменить конструкцию и конфигурацию стенда невозможно по техническим или финансовым причинам, экспонент обязательно должен снять этот пункт в договоре или настоять на исключении соответствующего пункта из предложен­ных ему условий участия в выставке. А чтобы избежать возмож­ных в последующем разногласий и споров, нужно оговорить с ор­ганизатором выставки запись в договоре: «Согласованная плани­ровка павильона с указанием месторасположения заказанного экспонентом стенда, заверенного печатью организатора, является неотъемлемой частью договора»., При нарушении организатором выставки этого пункта договоренности экспонент имеет право на­править иск в суд на возмещение причиненного ему ущерба в со­ответствии с п. 1 и п. 3 ст. 451 ГК РФ.

Каждый выставочный комплекс разрабатывает и утверждает правила техники безопасности и пожарной безопасности при про­ведении выставочных мероприятий. Что записано в этих правилах, во многом зависит от их разработчиков. Главное, чтобы они не противоречили «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ РФ), НПБ 105—95 «Определение категорий по­мещений и зданий по взрывоопасной и пожарной опасности», СНиП 21—01—97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и сооружения». Но в этих руководящих материалах о выставках говорится очень мало, и поэтому организаторам выставок предоставляется широкое поле для творчества. Некоторые выставочные правила совершенно безосно­вательно требуют огнезащитную обработку не только конструкции стенда, драпировок и коврового покрытия, предусмотренную пунк­том 7.6. ППБ, но и экспонатов (?!). В других правилах можно встретить требование наряду с предъявленными актами об огнеза­щитной обработке используемых на стенде материалов для большей надежности произвести пропитку прямо в павильоне. Требование о противопожарной обработке материалов и экспонатов на месте со­вершенно безосновательны, если вы имеете акты об огнезащитной обработке с неистекшим сроком действия не менее одного года. А если вы имеете протокол испытаний на старение пропитки, то та­кие акты имеют срок действия до трех и даже до пяти лет. И в те­чение этого срока повторную обработку перед каждой выставкой производить не нужно. Это только организационная сторона дела, а ведь при огнезащитной пропитке материалов прямо в зале выставки возникает еще масса технических и психологических проблем. В соответствии с требованиями лицензионного отдела Управления Государственной противопожарной службы МЧС Российской Фе­дерации обработка огнезащитными составами должна производить­ся со строгим соблюдением всех необходимых условий: в специаль­ных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, в определенных температурных и влажностных условиях, в защит­ных очках и респираторах.

12.4. Особенности организации

коллективных экспозиций на выставках

и ярмарках.

Тематические

и национальные разделы на международных

и всемирных выставках

Коллективная экспозиция на выставке или ярмарке — это укруп­ненный стенд или даже особый раздел на выставке с техническими достижениями, продукцией или услугами нескольких предприятий, объединенных в едином выставочном пространстве по какому либо признаку.

Чаще всего, такие экспозиции формируются по тематическому, отраслевому или территориальному принципу. Организаторами коллективных экспозиций на больших выставках могут быть спе­циализированные фирмы, самостоятельно и профессионально занимающиеся подобным выставочным бизнесом, или определенные подразделения выставочных центров или службы крупных: корпо­раций, министерств, специальных государственных агентств и про­чих организаций.

Организатор коллективной экспозиции является посредником между устроителем выставочного мероприятия и группой предпри­ятий, изъявивших желание выступить объединенным стендом или разделом выставки.

Организатор коллективной экспозиции выступает в двух роле­вых ипостасях. С одной стороны, он заключает специальный дого­вор на организацию объединенного стенда или раздела с устроите­лем выставки, арендует необходимую экспозиционную площадь и выполняет все требования, предъявляемые к участнику выставки. С другой стороны, объединяя несколько предприятий в единую экс­позицию, он принимает на себя существенную часть их организа­ционно-подготовительной работы, и в первую очередь, связанной с решением рабочих вопросов своих партнеров с устроителем выстав­ки. С одной стороны он ведет все переговоры, переписку и согла­сования с организатором выставки как единый заказчик. С другой стороны, он берет на себя часть работы организатора выставки: по привлечению участников, их документационному и информацион­ному обслуживанию, застройке и оформлению объединенного стенда, оборудованию и обустройству рабочих мест на специально арендованной выставочной площади, обеспечению условий для нормальной работы партнеров на выставке. Таким образом, он от­вечает перед участниками коллективной экспозиции абсолютно так же, как устроитель специализированной выставки перед своими индивидуальными участниками.

Это специфический выставочный сервис и одновременно — профильный бизнес. Сегодня подобным успешно занимается целый ряд специализированных выставочных организаций.

Так, на выставках в России и за границей преобладают пять ти­пов отечественных коллективных экспозиций:

1. Корпоративный коллективный стенд, когда крупная про­мышленная корпорация организует на выставке объединенный стенд, входящих в нее предприятий.

2. Территориальная коллективная экспозиция, когда предпри­ятия определенного региона России выступают на выставке объе­диненным стендом.

3. Отраслевая коллективная экспозиция (или отраслевой раз­дел), когда объединенным стендом на выставке выступают пред­приятия определенной отечественной отрасли.

4. Национальная Российская коллективная экспозиция на меж­дународной выставке или ярмарке, когда предприятия разных от-, раслей из разных регионов формируют раздел или павильон Рос­сийской Федерации. Такие экспозиции устраиваются по планам и решениям Правительства РФ.

5. Российская секция на всемирной выставке за границей. Официальным участником всемирной выставки может выступать только государство или международная организация, являющаяся субъектом международного права. Решение об участии во всемир­ной выставке, содержании экспозиций и составе российской деле­гации принимает Правительство Российской Федерации на основа­нии официального приглашения правительства страны — устроите­ля всемирной выставки. На эти выставки российские экспоненты отбираются по поручению правительства Российской Федерации.

Особенности организации корпоративного коллективного стенда. Крупная промышленная корпорация обычно организует на вы­ставке объединенный стенд входящих в нее предприятий. Такую экспозицию централизованно готовит выставочная служба корпо­рации. Финансирование участия подведомственных предприятий осуществляется в основном за счет бюджета корпорации через ее головную организацию. Но некоторую часть расходов для реше­ния специфических задач участия в выставке предприятия — уча­стники корпоративных экспозиций дополнительно берут на себя. Все организационные вопросы, начиная с разработки концепции участия в выставке, т.е. оформление приказа корпорации об уча­стии в выставке, оформление договорной документации с органи­затором выставки, строительство и оформление стенда, размеще­ние предприятий корпорации в экспозиции, проведение реклам-но-презентационных мероприятий корпорации и т.п. работы осу­ществляет выставочная служба корпорации. На представителей предприятий—участников коллективного стенда возлагается рек­ламная и коммерческая работа с посетителями выставки, регист­рация деловых контактов, сбор информации и маркетинговый анализ ситуации на рынке по профилю своей деятельности, уча­стие в подведении итогов и написании отчета об участии в вы­ставке. Таким образом, предприятия корпорации максимально освобождаются от организационной рутины для производительной работы с посетителями выставки, в целях расширения клиентской базы, ведения конструктивных переговоров и заключения кон­трактов с потребителями своей продукции.

Особенности организации региональной коллективной экспозиции. На выставке объединенным стендом часто выступают предприятия определенного региона России. Подготовка к выставке, комплектонание участников и организация коллективной экспозиции здесь обычно поручается одной из ведущих региональных выставочных организаций. Финансирование участия в выставке и работ по под­готовке к ней — смешанное. Существенную часть расходов берут на себя предприятия-экспоненты. Часть средств выделяется из мест­ных фондов содействия развитию малого и среднего предпринима­тельства или местных бюджетов, а по некоторым выставкам за гра­ницей, включенным в специальный перечень, утверждаемый Пра­вительством РФ, в целях стимулирования экспорта выделяются средства из Федерального бюджета. Существенную помощь в орга­низации территориальных экспозиций устроителям и участникам выставок оказывают местные торгово-промышленные палаты и ГПП РФ.

Организация деятельности участников таких выставок имеет свои особенности, хотя некоторые из них аналогичны предыдущему варианту. Основное отличие региональных экспозиций от корпора­тивных заключается в большем разнообразии предприятий-участников, большем числе источников финансирования организа­ций и работ, в обязательном посещении региональной экспозиции руководством местной администрации и членами правительства. Имеется и ряд других отличительных позиций.

В любом случае, если в варианте организации коллективного корпоративного стенда потребности участвующих предприятии хо­рошо известны, то при организации региональной экспозиции, ее организатору о потребностях потенциальных участников, особенно на начальном этапе, мало что известно. Поэтому, прежде чем вы­брать или предложить выставку, которая привлечет внимание кон­кретных предприятий, приходится тщательно изучать их насущные нужды, перспективы развития, их финансовые и материальные возможности.

Для предприятий машиностроительных отраслей, ориенти­рованных на развитие экспорта, и предлагать нужно соответст­вующую международную выставку в России или за границей. А для предприятий по производству стройматериалов и строительного оборудования, намеривающихся осваивать регионы Сибири или Дальнего Востока, надо рассматривать выставки в Омске, Но­восибирске, Новокузнецке, Иркутске и т.д. Иногда эти пред­приятия могут предложить к демонстрации товар и услуги, ори­ентированные на определенные социальные группы, тогда пу­тем фильтрования информации об уже объявленных мероприя­тиях, подыскивается такая выставка, которая своим тематическим спектром ориентирована именно на эту «целевую группу» потребителей.

Выбрав одну или несколько выставок для разных групп пред­приятий, по каждой из них организатор коллективной региональ­ной экспозиции разрабатывает концепцию выставочного проекта, в которой обосновывает и отражает:

• актуальность организации коллективного стенда для региона;

• цели и задачи организуемой экспозиции;

• тематический план и принципы формирования экспозиции;

• ожидаемую структуру экспонентов;

• необходимую деловую программу;

• стимулирующие конкурсную и презентационную программы.

Поскольку к такой выставке организатор экспозиции будет го­товиться не в одиночку, концепция используется им при обсужде­нии возможности реализации проекта на разных уровнях, напри­мер, при согласовании организационных и финансовых вопросов с представителями органов государственной власти, потенциальными партнерами (профессиональными ассоциациями и союзами пред­приятий), торгово-промышленной палатой и будущими участника­ми — предприятиями и организациями.

В любом случае, для большинства предприятий организацион­ная, информационная и финансовая поддержка мероприятия орга­нами региональной и особенно федеральной исполнительной вла­сти, выраженная соответствующими решениями и постановления­ми, очень важна, как психологически, так и организационно. По­этому в любом случае организатор региональной экспозиции стре­мится заинтересовать и привлечь их в качестве соорганизаторов и партнеров.

Так, по предложению ВВЦ «Регион» в феврале 2000 г. на совме­стном заседании Управления внешнеэкономической деятельности администрации Волгоградской области, Волгоградской ТПП и ВВЦ «Регион» было принято решение «О проведении в Минске форума "Дни Волгограда и Белоруссии", организации коллективной экспо­зиции предприятий области на выставке "БелАгро-2000" и направ­лении на форум специальной экономической миссии». Для обеспе­чения общего руководства подготовкой мероприятия и координа­ции работ был создан оргкомитет в составе начальника Управления ВЭД администрации области, президента Волгоградской ТПП, ге­нерального директора ВВЦ «Регион» и ряда представителей обще­ственных организаций.

Форум и выставка прошли в Минске 6—9 июня 2000 г. ВВЦ «Регион» подготовил концепцию участия и все необходимые расчеты, разработал и утвердил смету расходов, подготовил и разослал информационное письмо-приглашение предприятиям и организа­циям. Кроме того им были разосланы формы заявки на участие с условиями участия в данной выставке, содержащими перечень до­полнительного оборудования и услуг, предоставляемых организато­ром выставки, порядок оплаты, предложения по размещению ин­формации фирмы-участницы в официальном каталоге, требования к надписи на фризовой доске экспонента и т.п.

В качестве базы данных для приглашения к участию в выставке были использованы: адресная база ВВЦ «Регион», списки членов ТПП и статистические данные о предприятиях Волгограда и облас­ти за 1999 г. Особое внимание обращалось на такие крупные пред­приятия региона, являющихся лидерами своих отраслей, как Волж­ский шинный завод, завод «Оргсинтез», «Волжский трубный завод», «Волгоградский тракторный завод», Волгоградский сталепроволочно-канатный завод и т.п.

Рекламная кампания коллективной экспозиции волгоградских предприятий велась в еженедельниках «Деловые Вести», «Деловое Поволжье», «Новые деловые вести» и других СМИ. Журналистам оперативная информация о ходе подготовки к выставке предостав­лялась на еженедельных брифингах в администрации области, в пресс-релизах и других печатных материалах, готовившихся спе­циалистами ВВЦ «Регион» и Волгоградской ТПП. Кроме того, предприятия получали дополнительную информацию по почте и телефаксу. С руководством крупных предприятий велась индивиду­альная работа членами оргкомитета выставки.

Подготовку мероприятий деловой программы форума и выставки для делегации директорского корпуса взяли на себя администрация президента Белоруссии и администрации Волгоградской области. Для предприятий—участников выставки деловую программу разрабо­тала Белорусская торгово-промышленная палата. Характерным для мероприятий такого масштаба является организация встреч участни­ков выставки с руководителями высших органов власти. Так, в дело­вой программе данной выставки были предусмотрены:

• участие руководителей делегации Волгоградской области и Белоруссии в церемонии открытия выставки;

• посещение экспозиции Волгоградской области членами пра­вительства Белоруссии;

• деловые встречи и переговоры делегации Волгоградской об­ласти с членами Правительства Республики Беларусь и ди­ректорским корпусом предприятий-партнеров Белоруссии;

• презентации предприятий — участников экспозиции деловым кругам Белоруссии с пресс-конференциями для СМИ и т.п. мероприятия.

После формирования коллективной экспозиции, определения необходимой экспозиционной площади и оборудования, согласо­вания бюджета выставки и источников финансирования ВВЦ «Регион» была подготовлена общая схема стенда для его оформ­ления в Минске, перечень необходимого автотранспорта для дос­тавки экспонатов на выставку и обратно. Затем были определены место и время отправки экспонатов и рациональные транспорт­ные маршруты, проконтролирована отправка людей и грузов на выставку. Организатору выставки «БелАгро-2000» передана ин­формация предприятий-участников для включения в официаль­ный каталог.

В Минске в день заезда экспонентов на выставку проконтроли­ровано качество выполненных строительно-монтажных работ, про­верены возможности обеспечения сохранности экспонатов, обеспе­чена доставка экспонатов на стенд и их расстановка в соответствии с планом экспозиции.

Экспозиционная площадь стенда составила 84 кв. м. Каждому предприятию предоставлялось рабочее место не менее 4 кв. м, оборудованное информационной стойкой, витриной и подиума­ми для экспонатов. Переговорные комнаты использовались по скользящему графику. Подсобное помещение для хранения ин­формационно-рекламных материалов, сувениров и личных вещей было общим.

В дни работы выставки ВВЦ «Регион» обобщал результаты ре­гистрации посетителей и состоявшихся контактов, оказывал все­возможную помощь стендистам на их рабочих местах и осуществ­лял координацию действий персонала экспозиции в соответствии с графиком деловой программы выставки. Представители ВВЦ «Ре­гион» сами провели уточнение всех счетов, оформление и сбор от­четной документации.

После завершения выставки ими организованы демонтаж экспо­зиции и упаковка экспонатов, а также отправка автотранспорта с выставочными грузами в Волгоград. В течение десяти дней после возвращения в Волгоград проведена сверка всех финансовых доку­ментов участников коллективного стенда и оказана помощь в оформлении отчетной документации. В этот же период была устрое­на пресс-конференция оргкомитета форума «Дни Волгограда и Бело­руссии» и участников коллективной экспозиции предприятий Волго­градской области на выставке «БелАгро-2000» для СМИ с обсужде­нием результатов работы и подведением предварительных итогов.

Максимально освободив участников коллективной экспозиции от однотипной и рутинной работы, ВВЦ «Регион» создал им все необходимые условия для творческого решения задач и успешного достижения целей участия в выставке. При этом финансовые рас­ходы предприятий участников удалось сократить на десять и более процентов.

Особенности организации отраслевой экспозиции. В связи с тем, что сегодня разработка, производство и поставки многих видов продукции разбросаны по разным корпорациям и предприятиям разных министерств и ведомств, до недавнего времени на произ­водственно-технических выставках преимущественно практиковался территориальный принцип размещения экспонентов. Сегодня все чаще на международных и всероссийских выставках в России прак­тикуется организация тематически объединенных разделов опреде­ленного вида экспонатуры, независимо от ведомственной принад­лежности предприятий, представляемой ими территории и даже страны происхождения товара. Кое-где еще сохраняется размежева­ние разделов на экспозиции отечественных и зарубежных предпри­ятий, что объясняется опасениями большинства участников ока­заться в невыгодном положении рядом с сильным конкурентом. Но теперь уже можно встретить соседствующие экспозиции отечест­венных предприятий и зарубежных фирм с однотипной, т.е. конку­рирующей продукцией.

Поскольку это обычно крупные мероприятия, подготовка к вы­ставке, комплектование участников и организация коллективных экспозиций здесь поручается уже не одной, а нескольким выста­вочным организациям, специализирующимся на выставках опреде­ленного профиля. Финансирование участия в выставке и работ по подготовке к ней — преимущественно долевое, осуществляемое са­мими предприятиями-участниками. Часть расходов по подготовке и проведению выставки может взять на себя руководство отрасли или даже федеральное правительство. В отличие от территориальных экспозиций, в подготовке отраслевых разделов территориальные торгово-промышленные палаты практически не участвуют. В орга­низации отраслевых разделов они берут на себя только консульта­ционно-информационную помощь участникам и устроителю вы­ставки, когда последние к ним за нею обращаются. Но бывает, что они сами берутся как обычный посредник на коммерческих усло­виях за организацию какой-либо тематической части выставки, не обязательно представляющей только данную территорию. Главными помощниками и соорганизаторами таких выставок являются отрас­левые ассоциации и профессиональные союзы производителей.

Особенности обеспечения финансирования и оплаты работ. Ис­точники финансирования обеспечиваются и гарантируются утвержденным бюджетом на участие в выставке. Если только участие в выставке не финансируются полностью из государственных источ­ников, бюджет предприятия на участие предприятия в отраслевой экспозиции может состоять из трех частей:

— собственные ресурсы предприятия;

— средства партнеров и соэкспонентов;

— государственные средства для частичного финансирования участия экспонента.

Утвержденным бюджетом предусматриваются (в соответствии с утвержденной сметой затрат) суммы расходов в рублях и иностран­ной валюте, а также выделяются суммы на наличные расходы.

Первоочередными оплатами являются перечисления органи­затору выставки в соответствии с направленной заявкой на уча­стие, согласованными условиями участия и заключенными дого­ворами. Первым делом перечисляется аванс за аренду выставоч­ных площадей и регистрационный сбор. На крупных выставках, устраиваемых один раз в два—три года, оплата условий заявки по аренде и регистрационных сборов производится за год-полтора до ее открытия. Авансы за участие в ежегодных выставочных ме­роприятиях осуществляются не позднее, чем за полгода. Напри­мер, срок подачи заявки с 30%-ной оплатой аренды выставочных площадей на выставке в г. Фарнборо (Великобритания) истекает за десять месяцев до ее открытия. Но подобные оплаты могут осуществляться только после оформления приказом по предпри­ятию решения об участии в выставочном мероприятии. Затем осуществляются перечисления и оплаты в порядке, определен­ном планом-графиком финансирования и оплаты работ. В соот­ветствии с этим графиком осуществляется:

• контроль перевода денежных средств от предприятий соэкс­понентов;

• контроль перечислений денежных средств сторонним орга­низациям и фирмам в соответствии с заключенными дого­ворами;

• контроль своевременности оплаты счетов, выставляемых ор­ганизатором выставки и сторонними организациями в ходе подготовки к выставке и во время ее работы;

• заказ необходимой суммы валютных средств (в случае необ­ходимости - оформление документов на вывоз валюты за рубеж);

• подготовка финансового отчета по окончании работы выстав­ки по произведенным затратам.

Последними осуществляются платежи по дополнительному сер­вису. Это оплата подвода воды и электричества на стенд и в шале, подключения телефонных линий, уборки помещений, аренды по­мещений для пресс-конференций, отпуск горючего для авиатехни­ки, аэродромного обслуживания, арендуемого на выставке авто­транспорта, расчеты за места в гостиницах и авиабилеты для отъез­жающих делегаций.

Особенности подготовки коллективной экспозиции и пути сниже­ния расходов. Существенной особенностью отраслевых экспозиций является практика приглашения предприятием-участником в свою рекламную кампанию других предприятий в качестве соэкспонентов. Это могут быть дочерние предприятия, поставщики комплектую­щих изделий или зарубежные партнеры по совместным програм­мам. Они могут приглашаться к участию с экспонатурой, пристен-довой рекламой, своей делегацией, или комплексно — на платной основе, с частичной оплатой или бесплатно. В любом случае с ни­ми заключаются договоры на проведение работ по совместному участию в выставке на основании согласованной сметы расходов. Все вышесказанное о подготовке к выставке распространяется и на соэкспонентов.

В связи с привлечением соэкспонентов перед открытием вы­ставки общее выставочное пространство принимается совместной комиссией. И только после его принятия комиссией, в течение не­скольких банковских дней, определенных в договоре, производится оплата работ. По окончании выставки представитель предприятия производит окончательные расчеты, подписывает акты о заверше­нии работ и отсутствий претензий с представителями фирм, обес­печивавших разнообразные услуги предприятию на выставке.

При планировании участия в выставке и посредник-организатор коллективной экспозиции, и предприятия, участвующие в ней, принимают специальные меры, чтобы существенно сократить свои традиционные расходы.

Прежде всего изыскиваются внутренние резервы: такие, как оптимизация состава делегаций и командируемого персонала стенда за счет совмещения профессиональных возможностей и функциональных обязанностей командируемых; оптимизация оп­латы проживания командируемых за счет подбора гостиниц с меньшими ценами, заблаговременного бронирования и оплаты мест; размещение персонала в частном секторе или ведомствен­ных учреждениях, и др.

Для сокращения своих выставочных расходов предприятие мо­жет провести тендер фирм, предлагающих необходимые услуги. По результатам тендера отбираются подрядчики, обеспечивающие сер­вис на должном уровне, но с меньшей стоимостью.

Затем рассматриваются пути сокращения расходов за счет вы­плат организаторам выставки. Их несколько, но основной — как можно ранняя подача заявки на участие и оплата части заказанных площадей и услуг. «Ранняя птичка» (ходовой термин — участник, производящий оплаты заранее) получает скидки от 10 до 20 % от стоимости аренды площадей, либо другие льготы.

Посредник по организации коллективной экспозиции, арендуя оптом большие выставочные площади, получает традиционную оп­товую скидку, а также может поторговаться за скидку, в зависимо­сти от количества привлеченных им на выставку предприятий-экспонентов.

Предприятие-участник имеет возможность договориться с орга­низатором напрямую о предоставлении ему специальных скидок за оказание важной услуги или согласие на проведение важного для организатора мероприятия, например, за содействие в привлечении на выставку уникальных новейших экспонатов или конкретного известного предприятия, и т.д.

Иногда имеется возможность получить льготы и от властей го-рода, где проводится выставка. Так, мэр китайского города Чжухай для привлечения массовых посетителей на летное поле однажды предоставил экспонентам за счет средств города топливо на допол­нительные демонстрационные полеты для публики.

Сюда же можно отнести пример, когда одно из российских предприятий, участвовавших в авиашоу в г. Радом (Польша), удовлетворило пожелание польских ВВС (соорганизаторов выстав­ки) — показать свою авиатехнику офицерам и курсантам польских летных училищ. Проведя несколько демонстрационных полетов перед выставкой, предприятие получило бесплатную заправку сво­ей техники топливом и аэродромное обслуживание на весь период работы выставки.

Еще один ресурс экономии собственных средств — спонсоры коллективной экспозиции. В целях собственной рекламы или в рамках РR-акций они предоставляют средства или услуги на взаи­мовыгодных условиях. Формы спонсорства разнообразные. Самые распространенные спонсоры — информационно-рекламные агент­ства, газеты и журналы. За право быть официальным спонсором они, чаще всего, организуют рекламу выставки на страницах своих изданий.

Особенности участия России в выставках и ярмарках за грани­цей. После некоторого перерыва снова возрождается официальное участие Российской Федерации в международных выставках и яр­марках за границей с организацией экспозиций, как в отраслевых, так и в специальных павильонах с целью показать за рубежом ши­рокую номенклатуру российских экспортных товаров и продемон­стрировать состояние двухстороннего сотрудничества, а также со­циально-экономические успехи России. Теперь на международных выставках за границей Россия все чаще выступает единой нацио­нальной экспозицией, объединяющей предприятия разных терри­торий или отраслей общей идеологией и целями участия. Органи­зационно это может быть представлено разделом выставки, секци­ей или павильоном Российской Федерации. Такие экспозиции устраиваются по решению правительства РФ и в значительной части финансируются из бюджетных источников. Сюда же можно отнести периодически устраиваемые российские торгово-промышленные национальные выставки в странах, где пока отсут­ствуют или проводятся нерегулярно международные выставочные мероприятия, на которых Россия может быть представлена и по­казана комплексно. Национальные торгово-промышленные вы­ставки за границей представляют собой наиболее сложную форму выступлений отечественных фирм и внешнеторговых организаций за рубежом, так как они сопровождаются целым комплексом со­путствующих мероприятий. А по размерам занимаемой площади, количеству экспонентов и разнообразию экспонатов, по своему тематическому содержанию они намного превосходят коллектив­ные экспозиции, устраиваемые в рамках международных выставок и ярмарок.

На такой выставке обязательно создается объединенная дирек­ция российской экспозиции, свой коммерческий и информацион­ный центр. Смета расходов на ее подготовку и проведение обяза­тельно состоит из расходов в рублях и инвалюте. По прибытии в страну проведения выставки российская дирекция уточняет совме­стно с представителями транспортно-экспедиторской фирмы и та­моженных органов порядок и сроки приемки прибывающих выста­вочных грузов, и порядок их возврата с выставки в Россию. Вместе с представителями экспонента дирекция ведет учет прибытия гру­зов, а также поступлений и оплаты счетов за транспортно-экспедиторские услуги в местах пребывания, осуществляет досмотр целости и сохранности экспонатов. Особое внимание при досмотре обращается, на состояние экспонатов, тары, окантовочных лент, пломб и прочих контрольных элементов. В случае недостачи или порчи грузов, и даже в случае несоответствия веса «грузового мес­та» данным перевозочных документов дирекция оформляет вместе с фирмой-перевозчиком (а при необходимости — и в присутствии страхового агента) соответствующие приемо-сдаточные акты. При­нятые экспонаты передаются стендистам на расстановку, наладку и подготовку к демонстрации.

В такой экспозиции практически всегда создается вводная часть с показом социально-экономического положения в России и пер­спектив развития отраслей экономики и производства. Специально готовятся гиды-переводчики для сопровождения почетных гостей и стендисты-профессионалы на особо важные участки экспозиции. Специально готовится деловая и культурная программы, централь­ное место в которых обычно занимает «Национальный день Рос­сийской Федерации». На такое мероприятие обязательно направ­ляются правительственные делегации и делегации руководителей отраслей промышленности и культуры.

Как правило, проект застройки и оформления экспозиции раз­рабатывается централизованно в России, а реализация проекта осу­ществляется уже за границей местными фирмами-подрядчиками, отбираемыми на основе тендеров. Это значительно упрощает участ­нику коллективной экспозиции решение собственных организаци­онных вопросов и позволяет существенно сократить его финансо­вые расходы, в сравнении с тем, когда экспонент все вынужден де­лать сам.

На организацию экспозиций экспортных возможностей отече­ственных предприятий Правительство РФ выделяет через Мини­стерство финансов значительные средства, иногда существенно об­легчая потенциальным экспортерам—участникам выставки решение их финансовых вопросов.

Привлекательным моментом такого мероприятия является и то, что экспонаты на торгово-промышленную выставку могут отгру­жаться в счет экспортных фондов и квот правительства. Как прави­ло, на выставке оформляется их продажа или поставка заказчику, и в Россию они уже не возвращаются. Для участника выставки — это существенная экономия на транспортных расходах.

Организация национальной выставки какого-либо государст­ва на территории другого государства не регламентируется нор­мами международного права. В каждой стране действует своя разрешительная система для организации иностранных выставок, которая зафиксирована в соответствующем акте правительствен­ного органа. В большинстве стран основополагающими докумен­тами для проведения национальной выставки другого государства являются официальное письменное обращение страны — устрои­теля выставки к компетентным органам государства, принимаю­щего выставку, и ответ, подтверждающий согласие правительства страны на организацию иностранной выставки в определенном городе в установленные сроки, с четко определенными целями. В этих документах указывается точное название выставки и ее не­посредственный организатор. Ответ обычно дается в форме ноты ведомства, занимающегося внешнеэкономической деятельно­стью. Разрешение на проведение выставки обычно оформляется несколько месяцев, поэтому обращение устроителя должно быть подано заблаговременно. Как видим, фактор времени в обеспе­чении благоприятных условий проведения выставки играет очень важную роль, особенно для получения в ряде случаев целого комплекса льгот.

Особенности организации участия экспонентов во всемирных вы­ставках. Участие в международных выставках и ярмарках и прове­дение национальных выставок России за границей уже хорошо освоено многими организациями или уже знакомо огромной массе отечественных предприятий. А вот участие во всемирных выстав­ках — явление неординарного порядка, ибо всемирные выставки имеют особый статус, существенные особенности в организации и проведении, а главное, проводятся не так часто, как мероприятия, рассмотренные в предыдущих разделах.

Всемирные выставки являются своеобразным смотром достиже­ний всего человечества в важнейших областях его жизнедеятельно­сти. Организация всемирных универсальных и специализированных выставок регламентируется Конвенцией о международных выстав­ках, подписанной в Париже 22 ноября 1928 г. и дополнительными протоколами от 10 мая 1948 г., 16 ноября 1966 г., и 30 ноября 1972 г., а также рядом других международных актов. Положения Конвенции носят обязательный характер как для стран—органи­заторов всемирных выставок, так и для всех государств-участников, независимо от того, подписали они Конвенцию или нет. В соответ­ствии со ст. 2 Конвенции выставка является универсальной, когда в ней демонстрируются достижения в нескольких областях человече­ской деятельности, и специализированной, когда она посвящается только одной из них.

Официальными организаторами всемирных выставок являются только субъекты международного права — государства и действую­щие от его имени правительства. Таким образом, решение о прове­дении всемирной выставки в стране принимается ее правительст­вом и может быть реализовано только при условии ее регистрации Международным бюро выставок в Париже в установленном поряд­ке и в установленные сроки.

Все приглашения на всемирную выставку направляются дипло­матическим путем только правительством приглашающего государ­ства только правительству приглашенной страны, как для него са­мого, так и для других физических и юридических лиц, находящих­ся в его ведении. Ответы должны даваться тем же путем.

Еще одна особенность — всемирные выставки могут иметь про­должительность проведения до шести месяцев.

Всемирные выставки преследуют, прежде всего, гуманитар­ные и просветительские цели. Торговля на них запрещается. Кроме того проведение всемирных выставок связано с выполне­нием целого ряда требований, которые не предъявляются ни к устроителям, ни к участникам выставок, преследующих коммер­ческие цели.

Приглашающее правительство назначает генерального комис­сара выставки, который представляет его во всех вопросах, ка­сающихся выставки, и гарантирует выполнение обязательств, взятых на себя правительством по отношению к иностранным участникам. Одновременно оно создает организационный коми­тет выставки.

Официальным участником всемирной выставки тоже может выступать только государство или международная организация, являющаяся субъектом международного права. Решение об уча­стии во всемирной выставке, содержании экспозиций и составе российской делегации принимает Правительство Российской Фе­дерации на основании официального приглашения правительства страны — устроителя всемирной выставки. Правительство госу­дарства, участвующего в выставке, назначает со своей стороны генерального комиссара секции своей страны, который представ­ляет его перед правительством государства, организующего вы­ставку. Одновременно создается оргкомитет страны-участницы выставки. Правовой основой отношений Российской Федерации и страной — организатором всемирной выставки является договор об участии, который с российской стороны подписывается гене­ральным комиссаром российской секции и президентом организа­ции, представляющей организатора всемирной выставки. На эти выставки экспоненты отбираются и приглашаются оргкомитетом по поручению своих правительств. В соответствии с общими усло­виями и правилами участия в универсальных всемирных выстав­ках каждая страна обязана построить на выделяемой бесплатно территории национальный павильон. В случае участия в специализированно и всемирной выставке приглашенной стороне сдается на условиях аренды готовое выставочное помещение, а в догово­рах оговариваются размеры выставочной площади, арендной пла­ты, а также перечень предоставляемых услуг и льгот. Дополни­тельные услуги, оказываемые местными фирмами и организация­ми в процессе монтажа экспозиции, являются предметом отдель­ных договоров, которые заключаются дирекцией российской сек­ции, также как это делается на обычных международных выстав­ках и ярмарках.

К экспонатам иностранных участников применяется режим беспошлинного ввоза грузов на выставку.

Проиллюстрируем рассмотренные положения на примере под­готовки Всемирной специализированной выставки «Экспо-2005» в Нагойя (Япония) 25 марта — 25 сентября 2005 года.

Главная тема и девиз выставки — «Мудрость природы». Важ­нейшим аспектом воплощения темы выставки является показ но­вых направлений и средств решения проблем, встающих перед человечеством в XXI в., а также попытка заглянуть в будущее нашей планеты и человечества. Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 568-р объявлено решение России об участии в выставке, а Министерству экономического развития и торговли РФ, Минфину России совместно с Торгово-промышленной пала­той РФ поручено определить объем бюджетных средств (в рублях и иностранной валюте), связанных с подготовкой экспозиции и участием Российской Федерации во Всемирной выставке «Экспо-2005». Соответствующим правительственным актом был утвержден организационный комитет российской секции на выставке из представителей ведущих министерств и ведомств страны во главе с заместителем председателя российского правительства. Одновре­менно генеральным комиссаром российской секции на выставке был назначен вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ. Первое заседание оргкомитета по подготовке к выставке состоя­лось 22 января 2003 года. Уже 25 марта 2003 г. в оргкомитет Все­мирной выставки была передана официальная заявка Российской Федерации на полномасштабное участие России в выставке, под­писанная председателем организационного комитета и генераль­ным комиссаром российской секции. Минэкономразвития РФ провело открытый конкурс на выявление выставочной организа­ции, обладающей необходимым опытом и возможностями для ор­ганизации российской секции на Всемирной выставке «Экспо-2005», по результатам которого главным подрядчиком всех работ по подготовке и проведению мероприятия было признано ЗАО «Экспоцентр». Общая площадь всемирной выставки составляет более 150 гектар. Российская экспозиция расположилась в пяти типовых модулях с общей площадью 1620 кв. м.

План мероприятий по подготовке российской экспозиции на выставке 2005 г. включает в себя разработку концепции российской секции, проекта художественного оформления экспозиций, подбор, подготовку и изготовление экспонатов, создание макетов, а также рекламных материалов, видео и мультимедийных фильмов, форми­рование делегаций участников выставки, специалистов и руководи­телей территорий и отраслей. Девиз российской экспозиции —

«Гармония ноосферы».

Тематики нашей экспозиции нацелены на показ возможно­стей России как страны, обладающей неисчерпаемыми природ­ными ресурсами, техническим и интеллектуальным потенциалом, и активно работающей в направлении гармонизации существова­ния Мира, созданного Высшим Творцом, и Мира, создаваемого Человеком.

Концепция российской экспозиции на всемирной выставке «Экспо-2005» разработана коллективом российских ученых под руководством члена президиума РАН, академика Е.П. Велихова. Художественный проект экспозиции разработан российскими специалистами, а реализация проекта поручена ведущим япон­ским фирмам.

25 марта 2005 г. на Всемирной выставке «Экспо-2005» была не­посредственно открыта и Российская национальная экспозиция, за­нявшая на ней достойное место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: