— списана стоимость товаров торговой фирмой.
Стоимость сувениров или работы по их изготовлению с нанесением логотипа фирмы, почтового или электронного адреса, телефонов и т.п. реквизитов, выполненные сторонней организацией также списывают на счет 44 субсчет «Рекламные расходы». В налоговом учете такие затраты учитываются при расчете налога на прибыль согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Но в Налоговом кодексе нет специального перечня затрат, которые нужно относить к выставочным расходам, поэтому предприятию нужно самостоятельно решить, что включать в расходы по выставке. Для этого оформляют приказ руководителя предприятия; определяющий, какая продукция и сувениры будут раздаваться на выставке бесплатно и в каком количестве. В таком случае налоговые органы не смогут подарки и сувениры считать просто безвозмездной передачей, расходы на которую при расчете налога на прибыль не учитываются согласно п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ. Количество рекламных материалов должно быть указано в приказе, потому что расходы на рекламу нормируются согласно п. 4 ст. 264. Больше того, налоговики обычно настаивают на том, что бесплатная раздача продукции предприятия и сувениров — это нормируемые расходы и они должны учитываться при расчете налога на прибыль лишь в размере 1% от выручки предприятия. Но это утверждение спорное. Авторы цитируемой статьи утверждают, что предприятие вправе отнести стоимость сувениров и продукции к выставочным расходам. Налоговый кодекс не регламентирует, что можно, а что нельзя относить к выставочным расходам, поэтому можно включить все в расходы по выставке при расчете налога на прибыль в полном объеме. И это выгодно и при уплате НДС. На основании п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ «входной» НДС по сувенирам и продукции можно полостью возместить только в том случае, если сами сувениры будут включены в расходы в налоговом учете по всей стоимости.
|
|
Есть еще один налог, который нужно иметь ввиду при бесплатной раздаче продукции и сувениров на выставках. Это налог на доходы физических лиц. Данным налогом не облагаются только подарки и сувениры стоимостью ниже 2000 руб. Вряд ли организация будет раздавать направо и налево презенты дороже 2000 руб. Но если такое случилось, то она обязана вести учет «доходов», которые она обеспечила в натуральной форме физическим лицам, и предоставлять соответствующие данные в налоговую инспекцию. Это определено п. 1 и 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ. Если этого не сделать, то за каждый непредставленный документ с предприятия взыщут штраф 50 и более рублей в соответствии с п. 1 ст. 126. Кроме того, лиц организации могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.). Это установлено п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
|
|
4. Особенности учета и отчетности по расходам на раздачу сувениров. Это удобнее всего рассмотреть на конкретном примере.
Строительная фирма ООО «Лотос» решила участвовать в выставке «Все для строительства», которая проходит с 8 по 12 сентября 2003 г. По рекламе приказом руководителя было предусмотрено и впоследствии бухгалтерией учтено три вида затрат.
Для выставки фирма заказала ООО «Гамма» изготовить 1000 шариковых ручек со своим логотипом и телефонами. За эту работу ООО «Лотос» заплатило 6000 руб., включая НДС — 1000 руб. Все расчеты с ООО «Гамма» были произведены в сентябре. Так как в приказе руководителя ООО «Лотос» было указано, что ручки изготовлены в количестве 1000 штук для бесплатной раздачи на выставке, бухгалтер организации принял стоимость ручек в налоговом учете как ненормируемые расходы на рекламу. И поэтому он оформил возмещение всей суммы «входного» НДС из бюджета. Поскольку стоимость одной ручки составила 5 руб. (6000 - НДС (1000): 1000 шт.), ООО «Лотос» не нужно подавать сведения о розданных на выставке ручках в налоговую инспекцию. Налог на рекламу в то время составлял 5% от стоимости работ. В бухгалтерском учете ООО «Лотос» сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
— 5000 руб. (6000 — 1000) — отражены расходы на изготовление ручек; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1000 руб.-учтен НДС;
ДЕБЕТ 44 субсчет «Рекламные расходы» КРЕДИТ 10
— 5000 руб. — списана стоимость ручек на рекламные расходы;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 6000 руб. — оплачено изготовление ручек;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 6000 руб. — оплачено изготовление ручек; ДЕБЕТ 91 субсчет Прочие расходы»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на рекламу»
— 250 руб. (5000 х 5%) — начислен налог на рекламу;
* При расчете налога на прибыль бухгалтер ООО «Лотос» включил в прочие расходы всю стоимость ручек в сумме 5000 руб. (6000 - 1000), а также сумму налога на рекламу — 250 руб.
5. Особенности учета и отчетности по расходам на розыгрыш призов. В качестве разыгрываемых на выставке призов могут быть самые разнообразные предметы, производимые предприятием. Стоимость врученного приза в бухгалтерском учете организации должна быть списана на рекламные расходы.
Об отчетности по НДС. При вручении приза физическому лицу происходит безвозмездная передача товара, которая облагается НДС. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ НДС начисляется на цену, по которой предприятие обычно продает свою продукцию. Начисляя НДС, необходимо оформить счет-фактуру и отразить ее в книге продаж. В бухгалтерском учете начисленный налог списывается на счет 91 субсчет «Прочие расходы».
Итут возникает вопрос: можно ли этот НДС включить в расходы при расчете налога на прибыль? Дело в том, что в п. 4 ст. 264 НК РФ четко сказано: в налоговом учете стоимость призов нормируется, и при этом учитываемая максимальная сумма расходов на призы не должна превышать 1% от выручки предприятия.
По мнению авторов ранее цитируемой статьи (с. 36), предприятие в праве так поступить по следующим основаниям.
Во-первых, призы разыгрывались в рамках рекламной акции, которая проводится с целью обеспечения роста доходов предприятия. Во-вторых, начисляя налог на прибыль, предприятие выполняет требование законодательства. Оба факта свидетельствуют, что начисленный налог будет обоснованным расходом согласно требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Включить налог в прочие расходы позволяет подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. К тому же в п. 19 ст. 270 кодекса НДС нельзя включить в расходы, только в том случае, если он предъявлен покупателю. В данном случае начисленный налог предприятие никому не предъявляет, так как приз вручается бесплатно. Правда, о стоимости приза, врученного счастливчику, нужно сообщить в налоговую инспекцию, да еще представить его паспортные данные. Но в соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ это можно сделать в течение месяца после того, как приз был вручен.
|
|
6. Учет расходов по раздаче печатных материалов. Естественно, стоимость расходов по печатной продукции (проспекты, буклеты, альбомы и т.п.) надо относить на рекламные расходы, но начислять НДС на них не нужно. Как уже говорилось выше, это не реализуемый товар, а передаваемый предмет, у которого момент перехода права собственности из рук в руки не фиксируется, а документы на акт передачи не оформляются. Это просто бессмысленно. Налоговые инспекции придерживаются того же мнения, что подтверждено письмом МНС России от 2 июля 2001 г. № 01-4-03/858-Т245 и письмом Управления МНС России по г. Москве от 31 июля 2001 г. № 02-14/35611.
К этому следует добавить, что в налоговом учете стоимость каталогов и брошюр, содержащих информацию о фирме и ее товарах, включается в прочие расходы в полном объеме. На это прямо указывает п. 4 ст. 264 НК РФ. А вот стоимость листовок, проспектов и буклетов в списке не нормируемых расходов нет. Значит ли это, что их нужно принимать к учету в пределах суммы, равной 1% от выручки, как это делается при учете расходов на рекламные акции? Налоговые инспекторы часто так и считают. Но цитируемые авторы считают, что это можно делать, если правильно оформить соответствующие учетно-отчетные документы. Раз предприятие распространяет проспекты и буклеты на конкретной выставке, а не на улице, то, как показано в предыдущем примере с сувенирными шариковыми ручками, расходы на этот вид рекламы нужно оформить аналогично. То есть учесть их в составе расходов на выставку, которые в налоговом учете не нормируются. Но для этого нужно оформить приказ руководителя, в котором указывается, что данная печатная продукция в конкретном количестве предназначена для распространения на конкретной выставке в течение конкретного периода.
|
|
Теперь, зная особенности учета расходов по выставкам и рекламе, вы можете существенно сокращать затраты на выставочную деятельность, и в первую очередь:
• заключая отдельный договор на аренду выставочной площади, чтобы не облагать эту сумму налогом на рекламу;
• правильным оформлением приказа по организации участия в выставке и командирования на нее сотрудников, избегая при этом налога на рекламу;
• возмещая «входной» НДС из бюджета;
• принимая к вычету «входной» НДС на стоимость выставочных площадей и стендов, включенный в состав прочих расходов и уплаченный при расчете налога на прибыль (при наличии счет-фактуры);
• избегая нормируемых расходов или включая расходные материалы в выставочные затраты, т.е. в расходы на прибыль в полном объеме для полного возмещения «входного» НДС.
12.3. Особенности правовых норм участия в российских выставках
Устроитель и участник выставки — это две стороны, имеющие, кроме общих интересов в успешном проведении выставки, еще и собственные цели, к которым они стремятся, используя собственные ресурсы и предоставленные им права. С правовой и организационной точки зрения устроители выставок находятся в лучшем положении. Предлагая свои условия участия в выставках и формы договорной документации, они задают тон в отношениях с экспонентами. Кроме того, они объединены в Международный союз выставок и ярмарок, пользуются поддержкой Международной ассоциации выставочной индустрии (UFI). Экспоненты, у которых выставочная деятельность не является основной, пока разобщены и продолжают вариться «в собственном соку». Местные торгово-промышленные палаты и отраслевые ассоциации или союзы часто не могут оказать им помощи в решении выставочных проблем по целому ряду причин, и, в первую очередь, из-за несовершенства нормативной базы и пробелов в российском законодательстве по выставкам и рекламе.
Особенности договорных отношений участника с устроителем выставки. Взаимоотношения экспонента с устроителем выставки начинаются с оформления заявки на участие в выставке, подтверждения согласия с условиями участия и закрепляются соответствующими договорами. Вступая в правоотношения с устроителем выставки, экспонент уверен, что ст. 1 Гражданского кодекса РФ гарантирует равенство всех участников правоотношений. Но в выставочном деле, в реальности, это не совсем так. Особенно в отношении заявочно-договорной документации.
Во-первых, у каждого организатора выставки свои собственные разработки документов (заявки, условия участия, формы договоров) и свои «правила игры» (согласование размещения и охраны экспозиций, правила пожарной безопасности и т.п.). Вот здесь то и начинаются разночтения законодательства. Чаще всего устроители высылают участникам не заявку и договор, а совмещенную заявку-договор, в которой у участника, как правило, четко прописано только одно право — вовремя оплатить счета. И когда в собственных интересах участник выставки предлагает откорректировать присланный договор, устроитель чаще всего отказывается это делать под предлогом, что он работает только по данной форме. Не помогают даже ссылки на ст. 420 ГК РФ, где четко сказано, что договором признается добровольное соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, что сторонам дается право заключать любые договора, не противоречащие действующему законодательству. Устроители в таких случаях ссылаются на п. 5 ст. 421 ГК РФ, которая гласит: «если условия договора не определены сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия регулируются обычаями делового оборота, применяемыми к отношениям сторон».
Диспозитивные нормы действительно предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам переговоров возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Таким образом, сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Экспонент мог бы воспользоваться п. 2 ст. 427 ГК РФ, в котором предписано: «в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота». Но, к сожалению, в законодательстве не прописаны эти «примерные условия» для выставочно-ярмарочной деятельности, и поэтому устроитель практически всегда навязывает экспоненту свои. А последнему нужно иметь очень опытного юриста-переговорщика, чтобы доказать свою правоту и убедить устроителя заключить договор с полным удовлетворением своих интересов.
Особенности условий участия в выставках. У каждого организатора выставок обязательно имеются «Общие условия участия в выставках». По отдельным выставкам, например, с новой тематикой или в новом месте, условия участия разрабатываются специально.
Существенный момент договорных отношений — ответственность и санкции за отказ исполнения одной из сторон принятых на себя обязательств. Например, традиционно в договоре или условиях участия устроитель прописывает ответственность участника за отказ от участия в выставке после того, как был заключен договор, произведена оплата участия и согласованы условия участия, а материал участника уже внесен в официальный каталог выставки. А вот отказ устроителя от проведения выставки или его ответственность за переносы ее сроков в договорах и условиях участия обычно не предусматриваются. Понятно, почему это не делается в выставочной практике развитых зарубежных стран. Там такое возможно только в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий или террористических актов и т.п.).
В России же, в отличие от зарубежной практики, сроки проведения объявленных выставок нередко переносятся «по техническим причинам», и даже по несколько раз. Не единичны случаи, когда выставка просто отменяется и нередко даже без объяснения причин. Поэтому экспоненту желательно согласовать в договорных документах не только свою ответственность перед устроителем выставки, но и ответственность устроителя перед экспонентом. Если это не будет учтено в заявочно-договорной документации, экспонент рискует напрасно потратить свое время на подготовку к выставке, деньги на разработку стенда, заказ дополнительного оборудования и материалов, подготовку экспонатов, рекламы и персонала, бронирование гостиниц, приобретение билетов на проезд и т.д. Но если в договорных документах взаимная ответственность сторон за неисполнение принятых обязательств предусмотрена, в случае, когда выставка не состоялась по вине ее организатора, экспонент вправе требовать от него полного возмещения понесенных убытков «за отказ от исполнения договорных обязательств» в соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса РФ.
В условиях участия некоторых выставок можно встретить положение: «Организатор оставляет за собой право по организационным или техническим причинам изменить месторасположение стенда или размеры предоставляемой экспоненту площади». Если перенос места для экспонента не имеет существенного значения или затраты на изменение конфигурации стенда несущественны, то участник выставки может согласиться с таким условием. Но когда изменение местоположения стенда на выставке концептуально неприемлемо, а изменить конструкцию и конфигурацию стенда невозможно по техническим или финансовым причинам, экспонент обязательно должен снять этот пункт в договоре или настоять на исключении соответствующего пункта из предложенных ему условий участия в выставке. А чтобы избежать возможных в последующем разногласий и споров, нужно оговорить с организатором выставки запись в договоре: «Согласованная планировка павильона с указанием месторасположения заказанного экспонентом стенда, заверенного печатью организатора, является неотъемлемой частью договора»., При нарушении организатором выставки этого пункта договоренности экспонент имеет право направить иск в суд на возмещение причиненного ему ущерба в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 451 ГК РФ.
Каждый выставочный комплекс разрабатывает и утверждает правила техники безопасности и пожарной безопасности при проведении выставочных мероприятий. Что записано в этих правилах, во многом зависит от их разработчиков. Главное, чтобы они не противоречили «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ РФ), НПБ 105—95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывоопасной и пожарной опасности», СНиП 21—01—97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и сооружения». Но в этих руководящих материалах о выставках говорится очень мало, и поэтому организаторам выставок предоставляется широкое поле для творчества. Некоторые выставочные правила совершенно безосновательно требуют огнезащитную обработку не только конструкции стенда, драпировок и коврового покрытия, предусмотренную пунктом 7.6. ППБ, но и экспонатов (?!). В других правилах можно встретить требование наряду с предъявленными актами об огнезащитной обработке используемых на стенде материалов для большей надежности произвести пропитку прямо в павильоне. Требование о противопожарной обработке материалов и экспонатов на месте совершенно безосновательны, если вы имеете акты об огнезащитной обработке с неистекшим сроком действия не менее одного года. А если вы имеете протокол испытаний на старение пропитки, то такие акты имеют срок действия до трех и даже до пяти лет. И в течение этого срока повторную обработку перед каждой выставкой производить не нужно. Это только организационная сторона дела, а ведь при огнезащитной пропитке материалов прямо в зале выставки возникает еще масса технических и психологических проблем. В соответствии с требованиями лицензионного отдела Управления Государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации обработка огнезащитными составами должна производиться со строгим соблюдением всех необходимых условий: в специальных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, в определенных температурных и влажностных условиях, в защитных очках и респираторах.
12.4. Особенности организации
коллективных экспозиций на выставках
и ярмарках.
Тематические
и национальные разделы на международных
и всемирных выставках
Коллективная экспозиция на выставке или ярмарке — это укрупненный стенд или даже особый раздел на выставке с техническими достижениями, продукцией или услугами нескольких предприятий, объединенных в едином выставочном пространстве по какому либо признаку.
Чаще всего, такие экспозиции формируются по тематическому, отраслевому или территориальному принципу. Организаторами коллективных экспозиций на больших выставках могут быть специализированные фирмы, самостоятельно и профессионально занимающиеся подобным выставочным бизнесом, или определенные подразделения выставочных центров или службы крупных: корпораций, министерств, специальных государственных агентств и прочих организаций.
Организатор коллективной экспозиции является посредником между устроителем выставочного мероприятия и группой предприятий, изъявивших желание выступить объединенным стендом или разделом выставки.
Организатор коллективной экспозиции выступает в двух ролевых ипостасях. С одной стороны, он заключает специальный договор на организацию объединенного стенда или раздела с устроителем выставки, арендует необходимую экспозиционную площадь и выполняет все требования, предъявляемые к участнику выставки. С другой стороны, объединяя несколько предприятий в единую экспозицию, он принимает на себя существенную часть их организационно-подготовительной работы, и в первую очередь, связанной с решением рабочих вопросов своих партнеров с устроителем выставки. С одной стороны он ведет все переговоры, переписку и согласования с организатором выставки как единый заказчик. С другой стороны, он берет на себя часть работы организатора выставки: по привлечению участников, их документационному и информационному обслуживанию, застройке и оформлению объединенного стенда, оборудованию и обустройству рабочих мест на специально арендованной выставочной площади, обеспечению условий для нормальной работы партнеров на выставке. Таким образом, он отвечает перед участниками коллективной экспозиции абсолютно так же, как устроитель специализированной выставки перед своими индивидуальными участниками.
Это специфический выставочный сервис и одновременно — профильный бизнес. Сегодня подобным успешно занимается целый ряд специализированных выставочных организаций.
Так, на выставках в России и за границей преобладают пять типов отечественных коллективных экспозиций:
1. Корпоративный коллективный стенд, когда крупная промышленная корпорация организует на выставке объединенный стенд, входящих в нее предприятий.
2. Территориальная коллективная экспозиция, когда предприятия определенного региона России выступают на выставке объединенным стендом.
3. Отраслевая коллективная экспозиция (или отраслевой раздел), когда объединенным стендом на выставке выступают предприятия определенной отечественной отрасли.
4. Национальная Российская коллективная экспозиция на международной выставке или ярмарке, когда предприятия разных от-, раслей из разных регионов формируют раздел или павильон Российской Федерации. Такие экспозиции устраиваются по планам и решениям Правительства РФ.
5. Российская секция на всемирной выставке за границей. Официальным участником всемирной выставки может выступать только государство или международная организация, являющаяся субъектом международного права. Решение об участии во всемирной выставке, содержании экспозиций и составе российской делегации принимает Правительство Российской Федерации на основании официального приглашения правительства страны — устроителя всемирной выставки. На эти выставки российские экспоненты отбираются по поручению правительства Российской Федерации.
Особенности организации корпоративного коллективного стенда. Крупная промышленная корпорация обычно организует на выставке объединенный стенд входящих в нее предприятий. Такую экспозицию централизованно готовит выставочная служба корпорации. Финансирование участия подведомственных предприятий осуществляется в основном за счет бюджета корпорации через ее головную организацию. Но некоторую часть расходов для решения специфических задач участия в выставке предприятия — участники корпоративных экспозиций дополнительно берут на себя. Все организационные вопросы, начиная с разработки концепции участия в выставке, т.е. оформление приказа корпорации об участии в выставке, оформление договорной документации с организатором выставки, строительство и оформление стенда, размещение предприятий корпорации в экспозиции, проведение реклам-но-презентационных мероприятий корпорации и т.п. работы осуществляет выставочная служба корпорации. На представителей предприятий—участников коллективного стенда возлагается рекламная и коммерческая работа с посетителями выставки, регистрация деловых контактов, сбор информации и маркетинговый анализ ситуации на рынке по профилю своей деятельности, участие в подведении итогов и написании отчета об участии в выставке. Таким образом, предприятия корпорации максимально освобождаются от организационной рутины для производительной работы с посетителями выставки, в целях расширения клиентской базы, ведения конструктивных переговоров и заключения контрактов с потребителями своей продукции.
Особенности организации региональной коллективной экспозиции. На выставке объединенным стендом часто выступают предприятия определенного региона России. Подготовка к выставке, комплектонание участников и организация коллективной экспозиции здесь обычно поручается одной из ведущих региональных выставочных организаций. Финансирование участия в выставке и работ по подготовке к ней — смешанное. Существенную часть расходов берут на себя предприятия-экспоненты. Часть средств выделяется из местных фондов содействия развитию малого и среднего предпринимательства или местных бюджетов, а по некоторым выставкам за границей, включенным в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ, в целях стимулирования экспорта выделяются средства из Федерального бюджета. Существенную помощь в организации территориальных экспозиций устроителям и участникам выставок оказывают местные торгово-промышленные палаты и ГПП РФ.
Организация деятельности участников таких выставок имеет свои особенности, хотя некоторые из них аналогичны предыдущему варианту. Основное отличие региональных экспозиций от корпоративных заключается в большем разнообразии предприятий-участников, большем числе источников финансирования организаций и работ, в обязательном посещении региональной экспозиции руководством местной администрации и членами правительства. Имеется и ряд других отличительных позиций.
В любом случае, если в варианте организации коллективного корпоративного стенда потребности участвующих предприятии хорошо известны, то при организации региональной экспозиции, ее организатору о потребностях потенциальных участников, особенно на начальном этапе, мало что известно. Поэтому, прежде чем выбрать или предложить выставку, которая привлечет внимание конкретных предприятий, приходится тщательно изучать их насущные нужды, перспективы развития, их финансовые и материальные возможности.
Для предприятий машиностроительных отраслей, ориентированных на развитие экспорта, и предлагать нужно соответствующую международную выставку в России или за границей. А для предприятий по производству стройматериалов и строительного оборудования, намеривающихся осваивать регионы Сибири или Дальнего Востока, надо рассматривать выставки в Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Иркутске и т.д. Иногда эти предприятия могут предложить к демонстрации товар и услуги, ориентированные на определенные социальные группы, тогда путем фильтрования информации об уже объявленных мероприятиях, подыскивается такая выставка, которая своим тематическим спектром ориентирована именно на эту «целевую группу» потребителей.
Выбрав одну или несколько выставок для разных групп предприятий, по каждой из них организатор коллективной региональной экспозиции разрабатывает концепцию выставочного проекта, в которой обосновывает и отражает:
• актуальность организации коллективного стенда для региона;
• цели и задачи организуемой экспозиции;
• тематический план и принципы формирования экспозиции;
• ожидаемую структуру экспонентов;
• необходимую деловую программу;
• стимулирующие конкурсную и презентационную программы.
Поскольку к такой выставке организатор экспозиции будет готовиться не в одиночку, концепция используется им при обсуждении возможности реализации проекта на разных уровнях, например, при согласовании организационных и финансовых вопросов с представителями органов государственной власти, потенциальными партнерами (профессиональными ассоциациями и союзами предприятий), торгово-промышленной палатой и будущими участниками — предприятиями и организациями.
В любом случае, для большинства предприятий организационная, информационная и финансовая поддержка мероприятия органами региональной и особенно федеральной исполнительной власти, выраженная соответствующими решениями и постановлениями, очень важна, как психологически, так и организационно. Поэтому в любом случае организатор региональной экспозиции стремится заинтересовать и привлечь их в качестве соорганизаторов и партнеров.
Так, по предложению ВВЦ «Регион» в феврале 2000 г. на совместном заседании Управления внешнеэкономической деятельности администрации Волгоградской области, Волгоградской ТПП и ВВЦ «Регион» было принято решение «О проведении в Минске форума "Дни Волгограда и Белоруссии", организации коллективной экспозиции предприятий области на выставке "БелАгро-2000" и направлении на форум специальной экономической миссии». Для обеспечения общего руководства подготовкой мероприятия и координации работ был создан оргкомитет в составе начальника Управления ВЭД администрации области, президента Волгоградской ТПП, генерального директора ВВЦ «Регион» и ряда представителей общественных организаций.
Форум и выставка прошли в Минске 6—9 июня 2000 г. ВВЦ «Регион» подготовил концепцию участия и все необходимые расчеты, разработал и утвердил смету расходов, подготовил и разослал информационное письмо-приглашение предприятиям и организациям. Кроме того им были разосланы формы заявки на участие с условиями участия в данной выставке, содержащими перечень дополнительного оборудования и услуг, предоставляемых организатором выставки, порядок оплаты, предложения по размещению информации фирмы-участницы в официальном каталоге, требования к надписи на фризовой доске экспонента и т.п.
В качестве базы данных для приглашения к участию в выставке были использованы: адресная база ВВЦ «Регион», списки членов ТПП и статистические данные о предприятиях Волгограда и области за 1999 г. Особое внимание обращалось на такие крупные предприятия региона, являющихся лидерами своих отраслей, как Волжский шинный завод, завод «Оргсинтез», «Волжский трубный завод», «Волгоградский тракторный завод», Волгоградский сталепроволочно-канатный завод и т.п.
Рекламная кампания коллективной экспозиции волгоградских предприятий велась в еженедельниках «Деловые Вести», «Деловое Поволжье», «Новые деловые вести» и других СМИ. Журналистам оперативная информация о ходе подготовки к выставке предоставлялась на еженедельных брифингах в администрации области, в пресс-релизах и других печатных материалах, готовившихся специалистами ВВЦ «Регион» и Волгоградской ТПП. Кроме того, предприятия получали дополнительную информацию по почте и телефаксу. С руководством крупных предприятий велась индивидуальная работа членами оргкомитета выставки.
Подготовку мероприятий деловой программы форума и выставки для делегации директорского корпуса взяли на себя администрация президента Белоруссии и администрации Волгоградской области. Для предприятий—участников выставки деловую программу разработала Белорусская торгово-промышленная палата. Характерным для мероприятий такого масштаба является организация встреч участников выставки с руководителями высших органов власти. Так, в деловой программе данной выставки были предусмотрены:
• участие руководителей делегации Волгоградской области и Белоруссии в церемонии открытия выставки;
• посещение экспозиции Волгоградской области членами правительства Белоруссии;
• деловые встречи и переговоры делегации Волгоградской области с членами Правительства Республики Беларусь и директорским корпусом предприятий-партнеров Белоруссии;
• презентации предприятий — участников экспозиции деловым кругам Белоруссии с пресс-конференциями для СМИ и т.п. мероприятия.
После формирования коллективной экспозиции, определения необходимой экспозиционной площади и оборудования, согласования бюджета выставки и источников финансирования ВВЦ «Регион» была подготовлена общая схема стенда для его оформления в Минске, перечень необходимого автотранспорта для доставки экспонатов на выставку и обратно. Затем были определены место и время отправки экспонатов и рациональные транспортные маршруты, проконтролирована отправка людей и грузов на выставку. Организатору выставки «БелАгро-2000» передана информация предприятий-участников для включения в официальный каталог.
В Минске в день заезда экспонентов на выставку проконтролировано качество выполненных строительно-монтажных работ, проверены возможности обеспечения сохранности экспонатов, обеспечена доставка экспонатов на стенд и их расстановка в соответствии с планом экспозиции.
Экспозиционная площадь стенда составила 84 кв. м. Каждому предприятию предоставлялось рабочее место не менее 4 кв. м, оборудованное информационной стойкой, витриной и подиумами для экспонатов. Переговорные комнаты использовались по скользящему графику. Подсобное помещение для хранения информационно-рекламных материалов, сувениров и личных вещей было общим.
В дни работы выставки ВВЦ «Регион» обобщал результаты регистрации посетителей и состоявшихся контактов, оказывал всевозможную помощь стендистам на их рабочих местах и осуществлял координацию действий персонала экспозиции в соответствии с графиком деловой программы выставки. Представители ВВЦ «Регион» сами провели уточнение всех счетов, оформление и сбор отчетной документации.
После завершения выставки ими организованы демонтаж экспозиции и упаковка экспонатов, а также отправка автотранспорта с выставочными грузами в Волгоград. В течение десяти дней после возвращения в Волгоград проведена сверка всех финансовых документов участников коллективного стенда и оказана помощь в оформлении отчетной документации. В этот же период была устроена пресс-конференция оргкомитета форума «Дни Волгограда и Белоруссии» и участников коллективной экспозиции предприятий Волгоградской области на выставке «БелАгро-2000» для СМИ с обсуждением результатов работы и подведением предварительных итогов.
Максимально освободив участников коллективной экспозиции от однотипной и рутинной работы, ВВЦ «Регион» создал им все необходимые условия для творческого решения задач и успешного достижения целей участия в выставке. При этом финансовые расходы предприятий участников удалось сократить на десять и более процентов.
Особенности организации отраслевой экспозиции. В связи с тем, что сегодня разработка, производство и поставки многих видов продукции разбросаны по разным корпорациям и предприятиям разных министерств и ведомств, до недавнего времени на производственно-технических выставках преимущественно практиковался территориальный принцип размещения экспонентов. Сегодня все чаще на международных и всероссийских выставках в России практикуется организация тематически объединенных разделов определенного вида экспонатуры, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, представляемой ими территории и даже страны происхождения товара. Кое-где еще сохраняется размежевание разделов на экспозиции отечественных и зарубежных предприятий, что объясняется опасениями большинства участников оказаться в невыгодном положении рядом с сильным конкурентом. Но теперь уже можно встретить соседствующие экспозиции отечественных предприятий и зарубежных фирм с однотипной, т.е. конкурирующей продукцией.
Поскольку это обычно крупные мероприятия, подготовка к выставке, комплектование участников и организация коллективных экспозиций здесь поручается уже не одной, а нескольким выставочным организациям, специализирующимся на выставках определенного профиля. Финансирование участия в выставке и работ по подготовке к ней — преимущественно долевое, осуществляемое самими предприятиями-участниками. Часть расходов по подготовке и проведению выставки может взять на себя руководство отрасли или даже федеральное правительство. В отличие от территориальных экспозиций, в подготовке отраслевых разделов территориальные торгово-промышленные палаты практически не участвуют. В организации отраслевых разделов они берут на себя только консультационно-информационную помощь участникам и устроителю выставки, когда последние к ним за нею обращаются. Но бывает, что они сами берутся как обычный посредник на коммерческих условиях за организацию какой-либо тематической части выставки, не обязательно представляющей только данную территорию. Главными помощниками и соорганизаторами таких выставок являются отраслевые ассоциации и профессиональные союзы производителей.
Особенности обеспечения финансирования и оплаты работ. Источники финансирования обеспечиваются и гарантируются утвержденным бюджетом на участие в выставке. Если только участие в выставке не финансируются полностью из государственных источников, бюджет предприятия на участие предприятия в отраслевой экспозиции может состоять из трех частей:
— собственные ресурсы предприятия;
— средства партнеров и соэкспонентов;
— государственные средства для частичного финансирования участия экспонента.
Утвержденным бюджетом предусматриваются (в соответствии с утвержденной сметой затрат) суммы расходов в рублях и иностранной валюте, а также выделяются суммы на наличные расходы.
Первоочередными оплатами являются перечисления организатору выставки в соответствии с направленной заявкой на участие, согласованными условиями участия и заключенными договорами. Первым делом перечисляется аванс за аренду выставочных площадей и регистрационный сбор. На крупных выставках, устраиваемых один раз в два—три года, оплата условий заявки по аренде и регистрационных сборов производится за год-полтора до ее открытия. Авансы за участие в ежегодных выставочных мероприятиях осуществляются не позднее, чем за полгода. Например, срок подачи заявки с 30%-ной оплатой аренды выставочных площадей на выставке в г. Фарнборо (Великобритания) истекает за десять месяцев до ее открытия. Но подобные оплаты могут осуществляться только после оформления приказом по предприятию решения об участии в выставочном мероприятии. Затем осуществляются перечисления и оплаты в порядке, определенном планом-графиком финансирования и оплаты работ. В соответствии с этим графиком осуществляется:
• контроль перевода денежных средств от предприятий соэкспонентов;
• контроль перечислений денежных средств сторонним организациям и фирмам в соответствии с заключенными договорами;
• контроль своевременности оплаты счетов, выставляемых организатором выставки и сторонними организациями в ходе подготовки к выставке и во время ее работы;
• заказ необходимой суммы валютных средств (в случае необходимости - оформление документов на вывоз валюты за рубеж);
• подготовка финансового отчета по окончании работы выставки по произведенным затратам.
Последними осуществляются платежи по дополнительному сервису. Это оплата подвода воды и электричества на стенд и в шале, подключения телефонных линий, уборки помещений, аренды помещений для пресс-конференций, отпуск горючего для авиатехники, аэродромного обслуживания, арендуемого на выставке автотранспорта, расчеты за места в гостиницах и авиабилеты для отъезжающих делегаций.
Особенности подготовки коллективной экспозиции и пути снижения расходов. Существенной особенностью отраслевых экспозиций является практика приглашения предприятием-участником в свою рекламную кампанию других предприятий в качестве соэкспонентов. Это могут быть дочерние предприятия, поставщики комплектующих изделий или зарубежные партнеры по совместным программам. Они могут приглашаться к участию с экспонатурой, пристен-довой рекламой, своей делегацией, или комплексно — на платной основе, с частичной оплатой или бесплатно. В любом случае с ними заключаются договоры на проведение работ по совместному участию в выставке на основании согласованной сметы расходов. Все вышесказанное о подготовке к выставке распространяется и на соэкспонентов.
В связи с привлечением соэкспонентов перед открытием выставки общее выставочное пространство принимается совместной комиссией. И только после его принятия комиссией, в течение нескольких банковских дней, определенных в договоре, производится оплата работ. По окончании выставки представитель предприятия производит окончательные расчеты, подписывает акты о завершении работ и отсутствий претензий с представителями фирм, обеспечивавших разнообразные услуги предприятию на выставке.
При планировании участия в выставке и посредник-организатор коллективной экспозиции, и предприятия, участвующие в ней, принимают специальные меры, чтобы существенно сократить свои традиционные расходы.
Прежде всего изыскиваются внутренние резервы: такие, как оптимизация состава делегаций и командируемого персонала стенда за счет совмещения профессиональных возможностей и функциональных обязанностей командируемых; оптимизация оплаты проживания командируемых за счет подбора гостиниц с меньшими ценами, заблаговременного бронирования и оплаты мест; размещение персонала в частном секторе или ведомственных учреждениях, и др.
Для сокращения своих выставочных расходов предприятие может провести тендер фирм, предлагающих необходимые услуги. По результатам тендера отбираются подрядчики, обеспечивающие сервис на должном уровне, но с меньшей стоимостью.
Затем рассматриваются пути сокращения расходов за счет выплат организаторам выставки. Их несколько, но основной — как можно ранняя подача заявки на участие и оплата части заказанных площадей и услуг. «Ранняя птичка» (ходовой термин — участник, производящий оплаты заранее) получает скидки от 10 до 20 % от стоимости аренды площадей, либо другие льготы.
Посредник по организации коллективной экспозиции, арендуя оптом большие выставочные площади, получает традиционную оптовую скидку, а также может поторговаться за скидку, в зависимости от количества привлеченных им на выставку предприятий-экспонентов.
Предприятие-участник имеет возможность договориться с организатором напрямую о предоставлении ему специальных скидок за оказание важной услуги или согласие на проведение важного для организатора мероприятия, например, за содействие в привлечении на выставку уникальных новейших экспонатов или конкретного известного предприятия, и т.д.
Иногда имеется возможность получить льготы и от властей го-рода, где проводится выставка. Так, мэр китайского города Чжухай для привлечения массовых посетителей на летное поле однажды предоставил экспонентам за счет средств города топливо на дополнительные демонстрационные полеты для публики.
Сюда же можно отнести пример, когда одно из российских предприятий, участвовавших в авиашоу в г. Радом (Польша), удовлетворило пожелание польских ВВС (соорганизаторов выставки) — показать свою авиатехнику офицерам и курсантам польских летных училищ. Проведя несколько демонстрационных полетов перед выставкой, предприятие получило бесплатную заправку своей техники топливом и аэродромное обслуживание на весь период работы выставки.
Еще один ресурс экономии собственных средств — спонсоры коллективной экспозиции. В целях собственной рекламы или в рамках РR-акций они предоставляют средства или услуги на взаимовыгодных условиях. Формы спонсорства разнообразные. Самые распространенные спонсоры — информационно-рекламные агентства, газеты и журналы. За право быть официальным спонсором они, чаще всего, организуют рекламу выставки на страницах своих изданий.
Особенности участия России в выставках и ярмарках за границей. После некоторого перерыва снова возрождается официальное участие Российской Федерации в международных выставках и ярмарках за границей с организацией экспозиций, как в отраслевых, так и в специальных павильонах с целью показать за рубежом широкую номенклатуру российских экспортных товаров и продемонстрировать состояние двухстороннего сотрудничества, а также социально-экономические успехи России. Теперь на международных выставках за границей Россия все чаще выступает единой национальной экспозицией, объединяющей предприятия разных территорий или отраслей общей идеологией и целями участия. Организационно это может быть представлено разделом выставки, секцией или павильоном Российской Федерации. Такие экспозиции устраиваются по решению правительства РФ и в значительной части финансируются из бюджетных источников. Сюда же можно отнести периодически устраиваемые российские торгово-промышленные национальные выставки в странах, где пока отсутствуют или проводятся нерегулярно международные выставочные мероприятия, на которых Россия может быть представлена и показана комплексно. Национальные торгово-промышленные выставки за границей представляют собой наиболее сложную форму выступлений отечественных фирм и внешнеторговых организаций за рубежом, так как они сопровождаются целым комплексом сопутствующих мероприятий. А по размерам занимаемой площади, количеству экспонентов и разнообразию экспонатов, по своему тематическому содержанию они намного превосходят коллективные экспозиции, устраиваемые в рамках международных выставок и ярмарок.
На такой выставке обязательно создается объединенная дирекция российской экспозиции, свой коммерческий и информационный центр. Смета расходов на ее подготовку и проведение обязательно состоит из расходов в рублях и инвалюте. По прибытии в страну проведения выставки российская дирекция уточняет совместно с представителями транспортно-экспедиторской фирмы и таможенных органов порядок и сроки приемки прибывающих выставочных грузов, и порядок их возврата с выставки в Россию. Вместе с представителями экспонента дирекция ведет учет прибытия грузов, а также поступлений и оплаты счетов за транспортно-экспедиторские услуги в местах пребывания, осуществляет досмотр целости и сохранности экспонатов. Особое внимание при досмотре обращается, на состояние экспонатов, тары, окантовочных лент, пломб и прочих контрольных элементов. В случае недостачи или порчи грузов, и даже в случае несоответствия веса «грузового места» данным перевозочных документов дирекция оформляет вместе с фирмой-перевозчиком (а при необходимости — и в присутствии страхового агента) соответствующие приемо-сдаточные акты. Принятые экспонаты передаются стендистам на расстановку, наладку и подготовку к демонстрации.
В такой экспозиции практически всегда создается вводная часть с показом социально-экономического положения в России и перспектив развития отраслей экономики и производства. Специально готовятся гиды-переводчики для сопровождения почетных гостей и стендисты-профессионалы на особо важные участки экспозиции. Специально готовится деловая и культурная программы, центральное место в которых обычно занимает «Национальный день Российской Федерации». На такое мероприятие обязательно направляются правительственные делегации и делегации руководителей отраслей промышленности и культуры.
Как правило, проект застройки и оформления экспозиции разрабатывается централизованно в России, а реализация проекта осуществляется уже за границей местными фирмами-подрядчиками, отбираемыми на основе тендеров. Это значительно упрощает участнику коллективной экспозиции решение собственных организационных вопросов и позволяет существенно сократить его финансовые расходы, в сравнении с тем, когда экспонент все вынужден делать сам.
На организацию экспозиций экспортных возможностей отечественных предприятий Правительство РФ выделяет через Министерство финансов значительные средства, иногда существенно облегчая потенциальным экспортерам—участникам выставки решение их финансовых вопросов.
Привлекательным моментом такого мероприятия является и то, что экспонаты на торгово-промышленную выставку могут отгружаться в счет экспортных фондов и квот правительства. Как правило, на выставке оформляется их продажа или поставка заказчику, и в Россию они уже не возвращаются. Для участника выставки — это существенная экономия на транспортных расходах.
Организация национальной выставки какого-либо государства на территории другого государства не регламентируется нормами международного права. В каждой стране действует своя разрешительная система для организации иностранных выставок, которая зафиксирована в соответствующем акте правительственного органа. В большинстве стран основополагающими документами для проведения национальной выставки другого государства являются официальное письменное обращение страны — устроителя выставки к компетентным органам государства, принимающего выставку, и ответ, подтверждающий согласие правительства страны на организацию иностранной выставки в определенном городе в установленные сроки, с четко определенными целями. В этих документах указывается точное название выставки и ее непосредственный организатор. Ответ обычно дается в форме ноты ведомства, занимающегося внешнеэкономической деятельностью. Разрешение на проведение выставки обычно оформляется несколько месяцев, поэтому обращение устроителя должно быть подано заблаговременно. Как видим, фактор времени в обеспечении благоприятных условий проведения выставки играет очень важную роль, особенно для получения в ряде случаев целого комплекса льгот.
Особенности организации участия экспонентов во всемирных выставках. Участие в международных выставках и ярмарках и проведение национальных выставок России за границей уже хорошо освоено многими организациями или уже знакомо огромной массе отечественных предприятий. А вот участие во всемирных выставках — явление неординарного порядка, ибо всемирные выставки имеют особый статус, существенные особенности в организации и проведении, а главное, проводятся не так часто, как мероприятия, рассмотренные в предыдущих разделах.
Всемирные выставки являются своеобразным смотром достижений всего человечества в важнейших областях его жизнедеятельности. Организация всемирных универсальных и специализированных выставок регламентируется Конвенцией о международных выставках, подписанной в Париже 22 ноября 1928 г. и дополнительными протоколами от 10 мая 1948 г., 16 ноября 1966 г., и 30 ноября 1972 г., а также рядом других международных актов. Положения Конвенции носят обязательный характер как для стран—организаторов всемирных выставок, так и для всех государств-участников, независимо от того, подписали они Конвенцию или нет. В соответствии со ст. 2 Конвенции выставка является универсальной, когда в ней демонстрируются достижения в нескольких областях человеческой деятельности, и специализированной, когда она посвящается только одной из них.
Официальными организаторами всемирных выставок являются только субъекты международного права — государства и действующие от его имени правительства. Таким образом, решение о проведении всемирной выставки в стране принимается ее правительством и может быть реализовано только при условии ее регистрации Международным бюро выставок в Париже в установленном порядке и в установленные сроки.
Все приглашения на всемирную выставку направляются дипломатическим путем только правительством приглашающего государства только правительству приглашенной страны, как для него самого, так и для других физических и юридических лиц, находящихся в его ведении. Ответы должны даваться тем же путем.
Еще одна особенность — всемирные выставки могут иметь продолжительность проведения до шести месяцев.
Всемирные выставки преследуют, прежде всего, гуманитарные и просветительские цели. Торговля на них запрещается. Кроме того проведение всемирных выставок связано с выполнением целого ряда требований, которые не предъявляются ни к устроителям, ни к участникам выставок, преследующих коммерческие цели.
Приглашающее правительство назначает генерального комиссара выставки, который представляет его во всех вопросах, касающихся выставки, и гарантирует выполнение обязательств, взятых на себя правительством по отношению к иностранным участникам. Одновременно оно создает организационный комитет выставки.
Официальным участником всемирной выставки тоже может выступать только государство или международная организация, являющаяся субъектом международного права. Решение об участии во всемирной выставке, содержании экспозиций и составе российской делегации принимает Правительство Российской Федерации на основании официального приглашения правительства страны — устроителя всемирной выставки. Правительство государства, участвующего в выставке, назначает со своей стороны генерального комиссара секции своей страны, который представляет его перед правительством государства, организующего выставку. Одновременно создается оргкомитет страны-участницы выставки. Правовой основой отношений Российской Федерации и страной — организатором всемирной выставки является договор об участии, который с российской стороны подписывается генеральным комиссаром российской секции и президентом организации, представляющей организатора всемирной выставки. На эти выставки экспоненты отбираются и приглашаются оргкомитетом по поручению своих правительств. В соответствии с общими условиями и правилами участия в универсальных всемирных выставках каждая страна обязана построить на выделяемой бесплатно территории национальный павильон. В случае участия в специализированно и всемирной выставке приглашенной стороне сдается на условиях аренды готовое выставочное помещение, а в договорах оговариваются размеры выставочной площади, арендной платы, а также перечень предоставляемых услуг и льгот. Дополнительные услуги, оказываемые местными фирмами и организациями в процессе монтажа экспозиции, являются предметом отдельных договоров, которые заключаются дирекцией российской секции, также как это делается на обычных международных выставках и ярмарках.
К экспонатам иностранных участников применяется режим беспошлинного ввоза грузов на выставку.
Проиллюстрируем рассмотренные положения на примере подготовки Всемирной специализированной выставки «Экспо-2005» в Нагойя (Япония) 25 марта — 25 сентября 2005 года.
Главная тема и девиз выставки — «Мудрость природы». Важнейшим аспектом воплощения темы выставки является показ новых направлений и средств решения проблем, встающих перед человечеством в XXI в., а также попытка заглянуть в будущее нашей планеты и человечества. Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 568-р объявлено решение России об участии в выставке, а Министерству экономического развития и торговли РФ, Минфину России совместно с Торгово-промышленной палатой РФ поручено определить объем бюджетных средств (в рублях и иностранной валюте), связанных с подготовкой экспозиции и участием Российской Федерации во Всемирной выставке «Экспо-2005». Соответствующим правительственным актом был утвержден организационный комитет российской секции на выставке из представителей ведущих министерств и ведомств страны во главе с заместителем председателя российского правительства. Одновременно генеральным комиссаром российской секции на выставке был назначен вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ. Первое заседание оргкомитета по подготовке к выставке состоялось 22 января 2003 года. Уже 25 марта 2003 г. в оргкомитет Всемирной выставки была передана официальная заявка Российской Федерации на полномасштабное участие России в выставке, подписанная председателем организационного комитета и генеральным комиссаром российской секции. Минэкономразвития РФ провело открытый конкурс на выявление выставочной организации, обладающей необходимым опытом и возможностями для организации российской секции на Всемирной выставке «Экспо-2005», по результатам которого главным подрядчиком всех работ по подготовке и проведению мероприятия было признано ЗАО «Экспоцентр». Общая площадь всемирной выставки составляет более 150 гектар. Российская экспозиция расположилась в пяти типовых модулях с общей площадью 1620 кв. м.
План мероприятий по подготовке российской экспозиции на выставке 2005 г. включает в себя разработку концепции российской секции, проекта художественного оформления экспозиций, подбор, подготовку и изготовление экспонатов, создание макетов, а также рекламных материалов, видео и мультимедийных фильмов, формирование делегаций участников выставки, специалистов и руководителей территорий и отраслей. Девиз российской экспозиции —
«Гармония ноосферы».
Тематики нашей экспозиции нацелены на показ возможностей России как страны, обладающей неисчерпаемыми природными ресурсами, техническим и интеллектуальным потенциалом, и активно работающей в направлении гармонизации существования Мира, созданного Высшим Творцом, и Мира, создаваемого Человеком.
Концепция российской экспозиции на всемирной выставке «Экспо-2005» разработана коллективом российских ученых под руководством члена президиума РАН, академика Е.П. Велихова. Художественный проект экспозиции разработан российскими специалистами, а реализация проекта поручена ведущим японским фирмам.
25 марта 2005 г. на Всемирной выставке «Экспо-2005» была непосредственно открыта и Российская национальная экспозиция, занявшая на ней достойное место.