Период развития взрослого организма

Новорожденный – 1 - 10 дней, до 4 недель.

Грудной - до 1 года.

Период раннего детства – 1 - 7 лет.

Первый и второй периоды детства - 7-14 лет.

Юношеский период – 12 - 13 до 16 - 17 лет девочки, с 13 - 14 до 17 - 18 лет мальчики.

Период развития взрослого организма

Каждый из этих периодов характеризуется особенностями строения организма ребенка, его органов и систем:

Первый период - новорожденности (наиболее ранимый возраст - первые- 10 дней) характеризуется несовершенством строения и функций органов и систем организма. В этот период происходит адаптация ребенка к условиям внешней среды: появляется легочный тип дыхания, лактотрофный тип питания, в сердечно-сосудистой системе закрываются Боталлов, Аранциев протоки, овальное отверстие, пупочные вены и артерии. Этот период по отношению к продолжительности жизни у одних млекопитающих довольно длительный (грызуны, хищные), у других - очень короткий (копытные; китообразные, обезьяны).

Второй период - период вскармливания грудью матери (из некоторых случаях вскармливание бывает искусственным) продолжается 12-15 месяцев. В этом возрасте происходит адаптация опорно-двигательного аппарата: ребенок вертикально удерживает голову (2,5-3 мес.), учится сидеть (3- 6 мес.), вставать (6-12 мес.), выполняет первые двигательные акты. Появляются ядра окостенения в эпифизах костей, закрываются роднички (сосцевидный, клиновидный, затылочный). Происходит смена лактотрофной формы питания на смешанную, прорезываются молочные зубы. Растет и развивается головной мозг.

Третий период - раннее детство - характеризуется завершением развития молочных зубов, полным зарастанием родничков крыши черепа, появляются швы. Заканчивается формирование костей лицевого черепа, придаточных пазух носа, синостозируются кости основания черепа. Осваиваются основные локомоторные акты – ходьба, бег. Развивается речь. Этот отрезок времени еще называется периодом нейтрального детства (вторичные половые признаки выражены слабо) длится от 1 до 7 лет. Этот период принято делить на преддошкольный (1-3 года) и дошкольный (3-7 лет).

Четвертый период – первый и второй периоды детства. Заканчивается возраст «молочных зубов», начинается смена на постоянные зубы (6-7 лет). Завершается формирование внутренних органов (легких, желудочно-кишечного тракта, мочевых органов, органов иммунной системы). Ходьба, бег приобретают дефинитивные формы. Его обычно разделяют на младший (7-10 лет) и средний (11-14 лет) школьный возраст. В последнем начинают развиваться и функционировать половые железы и появляются вторичные половые признаки: изменение голоса у мальчиков, развитие грудных желез у девочек и др.

Пятый период полового созревания, называемый юношеским, или пубертатным (возмужалым), который тянется в большинстве случаев у лиц женского пола с 12-13 до 16-17 лет, а у лиц мужского пола с 13-14 до 17 -18 лет. В это время совершенствуются пропорции тела, структурно-функциональные характеристики мускулатуры, внутренних органов активно развивается эндокринный аппарат, приводящий к окончательному формированию половых органов и появлению вторичных половых признаков. Здесь выделяют старший школьный возраст (15-18 лет).

Младший, средний и старший школьный возраст вместе определяется как подростковый. К концу юношеского периода обычно завершается окостенение преимущественной части скелета и синостозирование эпифизов всех костей стопы и кисти. Главной особенностью этого периода, который именуют также периодом бисексуального детства, является полное развитие половых органов и вторичных половых признаков.

Шестой период - период развития взрослого организма. Этот период жизни человека обычно делят на несколько возрастов: молодые взрослые люди (до 44 лет); люди среднего возраста (45-59 лет); люди пожилого возраста (60-74 лет) и люди старческого возраста (свыше 75 лет). Наконец, люди 90 лет и выше считаются долгожителями.

В постнатальном онтогенезе человека развитие его отдельных органов, систем и частей тела, так же как и во внутриутробной жизни, проходит неравномерно. Вскоре после рождения наиболее интенсивно растут конечности, причем нижние конечности растут быстрее верхних. Наоборот, верхний отдел корпуса, шея и особенно голова растут медленнее. Так, известно, что с момента рождения до взрослого состояния человека высота его головы увеличивается всего лишь в два раза, длина туловища - в три раза, верхних конечностей - в четыре раза и нижних конечностей - в пять раз. Таким образом, пропорции тела значительно меняются.

Схема роста человека. Две антенатальные и пять постнатальных стадий. Представлены одинаковые размеры тела, чтобы показать изменение пропорций частей тела.

В постнатальном онтогенезе наиболее интенсивно нарастает масса аппарата движения (кости и мышцы). Между тем головной мозг, а также другие важнейшие жизненные органы (печень, сердце и др.) достигли значительного развития в утробном периоде, и в дальнейшем нарастание их мaccы происходит сравнительно медленно.

Внеутробный онтогенез отдельных органов будет рассмотрен ниже. Здесь же следует кратко изложить общие черты развития тела человека после рождения.

Для характеристики постнатального онтогенеза было предложено много схем, дающих представление о возрастных периодах. Ниже приводится схема, в основу которой положены наиболее значительные морфофункциональные возрастные сдвиги.

Представленные периоды являются лишь общей схемой. Это объясняется главным образом индивидуальными особенностями организма. Кроме того, развитие и увядание органов протекает неравномерно, что обусловлено как генетическими факторами, так и условиями внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: