Почему нет каданса в первом случае? Потому, что быть кадансу или нет, это прежде всего вопрос метра, а уже потом — гармонии. Функция 2-го такта — не каданс и не полукаданс, а простая остановка. Под действием метрического фактора как определяющего формообразование даже явный «кадансовый» гармонический оборот не звучит кадансом, хотя и поставлен в заключение построения — фразы. И наоборот, в 4-м такте второго из примеров при сильно выраженной метрической экстраполяции оборот, лишь сходный с классическим кадансом («альтовый каданс» на доминанте), приобретает функцию каденционного, будучи поставлен в условия метрического (полу) каданса.
Метрическая экстраполяция 2-->4-->8, поддержанная и усиленная соответствующими гармониями данной системы, создает устойчивость структуры, типичную для классического начального экспозиционного построения.
Метрически связанные структуры представляют один из двух основополагающих в классической форме их типов. Другой тип структуры — так называемый ход. Он характеризуется общей неустойчивостью структуры, отсутствием либо слабой выраженностью высоких уровней метрической экстраполяции, соответственно отсутствием отношений «предложение-период». Вместо этого для хода характерны многочисленные повторения мелких частиц (мотивов, фраз, но возможно и предложений — преимущественно при крупных масштабах), секвенции, гармоническая неустойчивость и долгое отсутствие каденций, модуляционность вместо тональной устойчивости (типичной для изложения главной темы как основного ориентира формы).
|
|
Структурный контраст хода и периода (далее и полной песенной формы) как «рыхлого» и «твердого» в форме так же важен, как в гармонии — противоположности в парах «диссонанс—консонанс», «неустой-устой».*
Пример соотношения «песен» и ходов в целой форме — финал сонаты Бетховена ор. 14 № 2 G-dur: