В. А. Моцарт. Симфония g-moll, финал

Почему нет каданса в первом случае? Потому, что быть кадансу или нет, это прежде всего вопрос метра, а уже потом — гармонии. Функция 2-го такта — не каданс и не полукаданс, а простая оста­новка. Под действием метрического фактора как определяющего формообразование даже явный «кадансовый» гармонический оборот не звучит кадансом, хотя и поставлен в заключение построения — фразы. И наоборот, в 4-м такте второго из примеров при сильно выраженной метрической экстраполяции оборот, лишь сходный с классическим кадансом («альтовый каданс» на доминанте), приоб­ретает функцию каденционного, будучи поставлен в условия метри­ческого (полу) каданса.

Метрическая экстраполяция 2-->4-->8, поддержанная и усилен­ная соответствующими гармониями данной системы, создает устой­чивость структуры, типичную для классического начального экспо­зиционного построения.

Метрически связанные структуры представляют один из двух основополагающих в классической форме их типов. Другой тип струк­туры — так называемый ход. Он характеризуется общей неустойчи­востью структуры, отсутствием либо слабой выраженностью высоких уровней метрической экстраполяции, соответственно отсутствием от­ношений «предложение-период». Вместо этого для хода характерны многочисленные повторения мелких частиц (мотивов, фраз, но воз­можно и предложений — преимущественно при крупных масшта­бах), секвенции, гармоническая неустойчивость и долгое отсутствие каденций, модуляционность вместо тональной устойчивости (типич­ной для изложения главной темы как основного ориентира формы).

Структурный контраст хода и периода (далее и полной песенной формы) как «рыхлого» и «твердого» в форме так же важен, как в гармонии — противоположности в парах «диссонанс—консонанс», «неустой-устой».*

Пример соотношения «песен» и ходов в целой форме — финал сонаты Бетховена ор. 14 № 2 G-dur:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: