Мировой опыт показывает, что временное правление высшей исполнительной власти на местах через институт эмиссоров (представителей) устанавливается при наличии кризиса провинциальных государственных структур, ослабления их связи с центром, а также и в других (особых) случаях. Учитывая отдаленность дальневосточного края от центра России, важность его освоения, напряженность отношения с Японией, 30 июля 1903г. указом Сената на территории Приамурского генерал-губернаторства, а также области Маньчжурии было образовано особое наместничество. Наместник российского императора, являясь главным начальником края, сосредоточил в своих руках все управление, подчиняясь в своей государственной деятельности непосредственно Николаю 2. Поражение России в русско-японской войне привело к упразднению в института.
В особых условиях интервенции и гражданской войны на Дальнем Востоке в начале 1918 г. правительство автономной Сибири приняло решение о создании Временного эмиссариата в Приморской области. Представителем правительства автономной Сибири в Приморье стал председатель областного земства эсер А. Медведев. В конце 1918г. адмирал А. Колчак утвердил управляющего КВЖД генерала Д. Хорвата Верховным уполномоченным Сибирского правительства на Дальнем Востоке, который осуществлял на территории региона высшую военную и гражданскую власть. Он обладал широкими правомочиями: назначать и смещать высших чиновников края, устанавливать связи по всем местным вопросам с представителями иностранных государств, приостанавливать действия отдельных законов Сибирского правительства, если они не соответствовали местным условиям, издавать обязательные постановления и следить за правопорядком и законностью и др. Он имел право ввести на Дальнем Востоке чрезвычайное положение.
|
|
После падения в начале военной диктатуры А. Колчака, правительство ДВР, в обстановке наличия сепаратистских тенденций и угрозы единству буферной республики, приняло решение о создании института областных правительственных эмиссаров. Председатель правительства ДВР А. Краснощекое указывал, что институт эмиссаров понимается не как контрольный орган, а как орган направляющий и помогающий все время быть в контакте с центром. В 1921г. эмиссариат получил юридическое закрепление в Конституции ДВР. Областные эмиссары назначались и смещались правительством, обладая, вопреки мнению А. Краснощеком, контрольными правомочиями. Им были подконтрольны все местные органы государственной власти, за исключением органов народного контроля, судов и военного ведомства. Эмиссар имел правомочия прокурорского надзора. В случае обнаружения в деятельности местных органов государственной власти и должностных лиц нарушений закона, превышения полномочий, бездействия и других недостатков, областной эмиссар обязан был: предложить им принять меры к устранению вскрытых недостатков; 2) сообщить о них в вышестоящие инстанции; 3) потребовать от соответствующих органов и учреждений привлечения виновных должностных лиц к ответственности; 4) заявить протест на предмет отмены незаконных постановлений и решений с приостановлением их действия. Эмиссар имел право давать указания о порядке исполнения законов ДВР.
|
|
Он наблюдал за своевременным ознакомлением населения области с законами ДВР и местными нормативными актами. Правительству и Совету министров ДВР эмиссар направлял отчеты и сведения об экономическом и политическом положении области. Жалобы на действия областных эмиссаров направлялись правительству через Совет Министров.
В Советской России и СССР эмиссариат рассматривался как буржуазный институт и на практике не применялся. В сентябре институт представителей президента появился в Российской Федерации, в том числе в краях и областях Дальнего Востока. Они назначаются и смещаются Президентом России. Им не разрешается заниматься иной политической (государственной) и предпринимательской (коммерческой) деятельностью. Их цель: 1) представлять президента России в отношениях с местными органами государственной власти, местными