I. Самостоятельная работа с информационными источниками

1.1. Анализ и использование нормативных документов. Нормативно-правовые источники являются важнейшей эмпирической базой научной работы студентов и магистрантов. Использование нормативных документов является обязательным при выполнении любой письменной работы. При изучении курса и подготовке письменных работ необходимо ссылаться только на действующие нормативные документы. Утратившие силу источники могут рассматриваться как материал по истории.

В процессе поиска правовых документов необходимо ориентироваться, прежде всего, на официальные источники их опубликования – «Российскую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Указанные издания находятся в фонде библиотеки РГЭУ (РИНХ). Кроме того, существует обширная электронная база нормативно-правовых актов Российской Федерации. Эта база ведется государственными органами (например, Министерством юстиции Российской Федерации), а также коммерческими организациями («Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.)

При использовании текста нормативного документа не следует, злоупотреблять дословным воспроизведением правовых норм. Положения нормативных актов должны быть осмыслены в той мере, которая позволила бы автору изложить их в свободной форме, сопроводив собственным комментарием применительно к теме исследования. Вместе с тем, стремясь к самостоятельному изложению материала, важно избежать неточностей и искажения смысла статей законов.

Анализ правовой нормы должен сопровождаться оценками практики ее реализации. При этом, относясь к закону как к должному, нельзя воспринимать его как догму, как нечто, застрахованное от недостатков, не подлежащее совершенствованию.

В связи с интенсивным обновлением законодательства необходимо следить за принятием новых законов и иных нормативных правовых актов, касающихся избранной темы, учитывать актуальную редакцию нормативных документов при выполнении письменных работ и подготовке к занятиям, а также перспективы развития законодательного регулирования определенных областей общественных отношений.

1.2. Работа с научной литературой. Работа с научной литературой начинается с изучения выходных данных монографии, научной статьи. Прежде всего, следует обратить внимание на название работы, фамилию автора, место и год издания. Необходимо прочитать аннотацию, в которой содержится краткое описание целей и задач работы, указывается, для кого она предназначена. При работе с книгами обязательно нужно обратиться к предисловию, отражающему основное содержание и границы исследования. Целесообразно делать выписки в отдельную рабочую тетрадь, с указанием страниц и исходных данных научного источника. При конспектировании текста следует тщательно отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы будущей работы. Выписки необходимо делать оптимальным для себя способом, чтобы затем можно было легко ими воспользоваться.

Изучение научного материала необходимо начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых выбранная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному, от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых имеют высокий научный авторитет в данной области. Читая материал научного источника, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые слова и термины, для чего используются словари и справочники.

В процессе изучения литературы у студента должны возникнуть свои соображения, выводы, возражения против доводов того или иного автора, которые необходимо также записывать.

Переписывание текстов учебников и иных источников, а также воспроизведение компьютерных «заготовок» не допускается.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте работы прямо или косвенно. Косвенно – либо внутри авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и делать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором.

После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план письменной работы и согласовывает его с научным руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.
План является логической основой работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия пунктов (параграфов) формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый пункт (параграф) должен быть посвящен одной из частей общей темы. Следует избегать дублирования в названиях глав и параграфов научной работы.

Возможно использование хронологического и тематического принципов построения плана. Хронологический принцип предполагает, что каждому историческому периоду, как правило, посвящается отдельный параграф. Тематический принцип предполагает, что параграфы письменной работы посвящены отдельным проблемам или вопросам темы.

При изложении материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, необходимо также избегать повторов. Завершая изложение материала в каждом параграфе необходимо сформулировать выводы и предложения, которые вытекают из содержания данного раздела.

Окончив работу над всеми параграфами, необходимо перечитать всю работу целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. На этом этапе в текст вносятся необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п.
Во введении должна быть обоснована актуальность избранной темы, цели, задачи, показано ее теоретическое и практическое значение, а также приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке. В заключении письменной работы кратко излагаются основные выводы, вытекающие из ее содержания.
В конце письменной работы размещаются библиографический список и приложения. Библиографический список должен содержать только те источники, которые были использованы автором при написании работы. При использовании материалов сети Интернет должен быть указан полный электронный адрес источника.

1.3. Использование Интернет-ресурсов. Информация в электронном виде размещается на библиотечных серверах Интернета. Поиск необходимой информации ведется по ключевым словам, названиям произведений, фамилии авторов и другим параметрам, которые заложены в программе. Электронные каталоги, которые представляют собой машиночитаемые каталоги, работающие в реальном режиме времени, раскрывают состав и содержание библиотечных фондов печатных, электронных документов. Для успешного поиска необходимой информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных программ или официальными сайтами органов государственной власти и местного самоуправления.

Рекомендованные сайты: www.garant.ru www.consultant.ru www.nalog.ru www.edulib.ru и др.

1.4. Работа с материалами судебной практики. В ходе проведения самостоятельной работы студент должен уметь анализировать материалы судебной практики, составлять ее краткий обзор и представлять на обсуждение на семинарском занятии либо на заседании научного кружка или секции научной студенческой конференции

Особое внимание следует уделять посещению студентами по заданию преподавателя или по собственному желанию судебных заседаний. Затем итоги такой самостоятельной работы студентов могут быть проанализированы и представлены на обсуждение на семинарском занятии или на заседании научного студенческого кружка.

1.5. Реферирование текста. Реферат (от лат. rеfеrо – «сообщаю») - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Реферирование представляет собой одну из форм самостоятельной работы, формирующую первичные навыки самостоятельного научного творчества, анализа, обобщения и краткого изложения информации.

Работая над рефератом, студент должен показать, насколько он умеет критически проанализировать собранный материал, самостоятельно мыслить и аргументировано излагать свое понимание изучаемого материала.

Как правило, студент самостоятельно выбирает тему реферата, согласовывая ее с преподавателем. Тема реферата должна быть не только актуальной, но также оригинальной и интересной по содержанию.

Содержание работы должно отражать:

· знание современного состояния проблемы;

· обоснование выбранной темы;

· использование известных результатов и фактов;

· ссылки на работы ведущих ученых, занимающихся данной проблемой;

· актуальность поставленной проблемы;

· материал, подтверждающий научное либо практическое значение темы в настоящее время.

Структура реферата представляет включает следующие элементы:

Титульный лист; план - простой или развернутый (с указанием страниц реферата).

Введение, имеющее целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Во введении должна быть четко сформулирована цель и задачи реферата. Объем введения – не более 1 страницы.

Основная часть, которая должна иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Разделы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В основной части должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы).

Заключение предполагает формулировку основных постулатов реферируемого научного источника.

Библиографический список содержит указание на изученные при составлении реферата информационные источники.

Материал, помещенный в реферате, должен быть научно аргументирован, лаконичен и логичен. Изложение и оформление текста реферата должно соответствовать требованиям, предъявляемым к таким работам.

1.6. Составление конспекта лекций. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Конспект лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Важную информацию, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» (NB) и т.п.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: