Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
· вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
· вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
· количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
· место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
· размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
· рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
· наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
· расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
|
|
· признаки, указывающие на направление движения автомашины;
· способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
· как упакованы изъятые следы.
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
· колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
· рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
· отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаяхкопирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.