Часть 2. Комплексное сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Службе ранней помощи

Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим.

Методологической основой построения концепции ранней помощи детям являются следующие подходы.

1. Системный подход к процессу развития ребенка, базирующийся на теории функциональных систем и системогенеза (П. К. Анохин), теории системной организации высшей психической деятельности, системного структурно-динамического изучения психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Применительно к специальной педагогике системный подход означает учет всех актуальных и потенциальных образовательных возможностей и потребностей ребенка в процессе педагогического сопровождения, а также всего контекста его ближайшего окружения, его актуальной жизненной ситуации и истории его жизни.

2. Гуманистический подход к педагогической работе, когда внимание должно быть направлено не на недостаток, а на самого ребенка, отягощенного этим недостатком, на его особую социальную и образовательную ситуацию (Л. С. Выготский). В настоящее время в России все интенсивнее развиваются гуманистические тенденции, ребенок оценивается не по его способности к обучению и труду, а как индивид, имеющий особые потребности и нуждающийся в особых условиях для полноценной социализации (И.Ю. Левченко, Д.М. Маллаев, П.И. Пидкасистый, Т.Н. Симонова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Вытекающие из ключевых положений гуманистического подхода закономерности указывают на основополагающие характеристики развития современного образования как в общей, так и в специальной педагогике.

3. Комплексный подход к изучению и развитию психики ребенка (единство диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии), основанный на положениях теории Л. С. Выготского. Комплексный (междисциплинарный) характер коррекционной работы предусматривает параллельное воздействие «команды» специалистов на двигательную, сенсорную, познавательную и речевую сферы, включение их в единую организационную модель и владение единой системой методов и форм коррекционной работы. Сегодня весьма остро стоит задача комплексного сопровождения в системе диагностики и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

4. Дифференцированный подход в организации диагностико-коррекционной помощи ребенку с проблемами в развитии (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова). Дифференцированный подход необходим детям с ОВЗ, так как они в силу неоднородности дефекта имеют разные образовательные возможности и предполагает всестороннее изучение детей и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Для этого педагог может получить данные медицинского и психологического обследования каждого ребенка и дополнять их педагогическими наблюдениями.

Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ реализуется в Службе ранней помощи (СРП).

При разработке модели Службы ранней помощи детям с ОВЗ определяющими являлись следующие принципы: необходимость раннего диагностического изучения и коррекционно-педагогической помощи ребенку; системный подход к организации ранней коррекционно-развивающей помощи; комплексный подход к изучению развития и организации диагностико-лечебно-психолого-педагогической работы; учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация; построение ранней помощи с учетом зон актуального и потенциального развития, ориентация на зону ближайшего развития; учет ведущего вида деятельности; индивидуальный и дифференцированный подход к построению коррекционно-развивающей работы с детьми; взаимосвязь внутри «команды» специалистов, а также специалистов и семьи в оказании ранней помощи детям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: