Стратегия терапии больных алкоголизмом должна исходить из особенностей этиопатогенеза, клиники психических, сома-то-неврологических особенностей расстройств каждого больного, его личности, хронического течения заболевания.
Современная концепция терапии алкоголизма включает следующие ее составляющие:
1) основные принципы терапии;
2) уровни терапевтического воздействия;
3) мишени терапевтического воздействия;
4) методы и средства терапевтического воздействия (Н. Н. Иванец, 2000).
Основные принципы терапии алкоголизма:
добровольность — если у больного отсутствует желание лечиться и бросить употреблять алкоголь и в процессе психотерапевтических бесед этого достичь не удается, успех лечения обречен на неудачу;
максимальная индивидуализация предусматривает учет особенностей заболевания у каждого конкретного больного (стадия заболевания, форма злоупотребления алкоголем, сомато-невро-логические, социальные и другие особенности);
комплексный подход к лечению предусматривает медикаментозные, психотерапевтические, физиотерапевтические, социальные воздействия на каждого больного в той или иной степени и выраженности;
|
|
полный отказ от употребления алкоголя как основное условие терапии.
Уровнями терапевтического воздействия являются биологический, клинический и социальный.
Исходя из биологических механизмов развития алкоголизма, в основе которого лежит перестройка нейромедиаторных, нейромодуляторных и других систем, участвующих в формировании потребности в алкоголе (влечения), роль генетических факторов,
302 Раздел III. Отдельные формы психических заболеваний
воздействие должно быть направлено на компенсацию этих механизмов.
Клинический уровень предусматривает влияние на патологическое влечение к алкоголю.
Под социальным уровнем воздействия понимают воздействие на окружающих больного людей (жена, родители).
Помимо основных мишеней терапии алкоголизма из класса нарушений, связанных с зависимостью от алкоголя, предусматривают мишени терапии, связанные с токсическим эффектом алкоголя: воздействие на сомато-неврологические нарушения, характерологические изменения, интеллектуально-мнестическое снижение и, наконец, социальную дезадаптацию (см. табл. 8).
Таблица 8