Городов и населенных пунктов

Основным источником шума в населенных пунктах является городской транспорт, который особенно возрос в последнее десятилетие.

Планировка и застройка городов, которые развивалась веками, оказались не приспособленными к движению по улицам большого количества транспортных средств, а жилая застройка оказалась не защищенной от транспортного шума.

Решение проблем защиты от шума селитебных территорий городов при наличии большого количества транспорта требует коренной реконструкции улично-дорожной сети и изменения сложившихся принципов застройки кварталов.

Для защиты от внешних источников шума в городах используют следующие методы:

- инженерно-технические и организационно административные (удаление источника шума);

- градостроительные и строительно-акустические;

- конструктивно-строительные (повышение звукоизолирующих качеств ограждающих конструкций зданий) и планировочные.

При разработке технико-экономического обоснования генерального плана города, детальной планировки его районов, проектов застройки жилых микрорайонов необходимо в первую очередь предусматривать градостроительные меры снижения шума в застройке, к которым относятся:

- функциональное зонирование территории с отделением селитебных и рекреационных зон от промышленных, коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций;

- трассировка магистральных дорог скоростного и грузового движения в обход жилых районов и зон отдыха;

- дифференциация улично-дорожной сети по составу транспортных потоков с выделением основного объема грузового движения на специализированные магистрали;

- концентрация транспортных потоков на небольшом числе магистральных улиц с высокой пропускной способностью, проходящих по возможности вне жилой застройки (по границам промышленных и коммунально-складских зон, в полосах отвода железных дорог);

- укрупнение межмагистральных территорий для отделения основных массивов застройки от транспортных магистралей;

- создание системы парковки автомобилей на границе жилых районов и групп жилых домов;

- формирование общегородской системы зеленых насаждений.

Функциональное зонирование территории застройки должно предусматривать четкое отделение селитебных, лечебных и рекреационных зон от промышленных и коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций.

Функциональное зонирование селитебных территорий должно предусматривать в зоне, непосредственно примыкающей к источникам шума, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных общественных учреждений, объединяя их в единые протяженные комплексы, что позволяет использовать их в качестве шумозащитных экранов.

Жилую застройку, учреждения здравоохранения, детские ясли-сады, интернаты для престарелых и инвалидов следует размещать в зоне, наиболее удаленной от источников шума. Территории жилых районов не должны пересекаться скоростными дорогами и дорогами грузового транспорта. При соответствующем обосновании допускается размещать скоростные дороги в выемках, тоннелях и на эстакадах при оборудовании последних шумозащитными экранами или глухими ограждениями.

При отсутствии специальных средств шумоглушения жилая застройка должна располагаться на расстоянии не менее 150 м от края проезжей части скоростной дороги, не менее125 м от магистральных улиц общегородского значения и не менее 75 м от магистральных улиц районного значения.

В тех случаях, когда требуется защитить жилые помещения от воздействия уличного шума прибегают к строительно-акустическим средствам снижения шума. К ним относятся: специальные шумозащитные здания, полосы зеленных насаждений, экраны-стенки, шумозащитные окна и перепланировка помещений внутри здания.

Для жилых районов, микрорайонов в городской застройке наиболее эффектным является расположение в первом эшелоне застройки магистральных улиц шумозащитных зданий в качестве экранов, защищающих от транспортного шума внутриквартальное пространство (рис. 4.18).

Возведение шумозащитных зданий становится одним из ведущих экологических требований при застройке магистральных улиц, на которых эквивалентный уровень шума от транспортных потоков достигает у фасадов зданий 55 дБ, а в жилых комнатах превышает 40 дБ в дневное время и 30 дБ - в ночное время.

Применение шумозащитных зданий позволяет решить две задачи: защиту помещений квартир и защиту внутреннего пространства застройки.

В качестве шумозащитных жилых зданий могут быть:

- здания со специальным архитектурно-планировочным решением, предусматривающим ориентацию в сторону источника шума (магистрали) подсобных помещений квартир (кухни, ванные комнаты, санузлы), внеквартирных коммуникаций (лестнично-лифтовые узлы, коридоры), а также не более одной комнаты в квартирах с тремя жилыми комнатами и более;

- здания с шумозащитными окнами на фасаде, обращенным в сторону магистрали, обеспечивающими требуемую защиту от шума;

- здания комбинированного типа — со специальным архитектурно-планировочным решением и шумозащитными окнами в комнатах, ориентированных на магистраль.

Рис.4.18. Защита от транспортного шума жилой застройки с помощью шумозащитных зданий

1 – шумозащитные жилые здания; 2 – здания торгового назначения, выполняющие

роль шумозащитных экранов; 3 – жилые дома массовой застройки; 4 – гаражи индивидуальных машин; 5 – широтная магистраль

Шумозащитные здания защищают прилегающую территорию застройки от прямых и дифракционных звуковых волн. Для обеспечения максимального эффекта экранирования звука шумозащитные здания должны быть достаточно высокими и протяженными и располагаться как можно ближе к источнику шума. Здания должны быть высотой от 9 до 22 этажей. Выбор этажности зависит от размера города, превалирующей в его застройке этажностью и уровнем внешнего шума.

Рекомендуется следующая этажность шумозащитных зданий:

- при размещении по красным линиям городских магистралей непрерывного движения – не менее 16 этажей;

-при регулируемом движении – 12 этажей;

- для магистралей районного значения –9 этажей.

Протяженность таких зданий принимают не менее 100 м, а протяженность его боковых фасадов – не менее 30 м. Для проезда со стороны магистрали рекомендуется устраивать подземные въезды, которые целесообразно совмещать с подземными гаражами.

Первые этажи шумозащитных зданий проектируют только нежилыми, размещая в них предприятия торговли или обслуживания. Шумозащиту основных помещений в этих зданиях осущетвляют объемно-планировочными, конструктивными и инженерно-техническими мерами. Основным объемно-планировочным требованием для этих зданий является то, чтобы все жилые помещения квартир или хотя бы их спальные комнаты не были размещены в сторону магистрали (рис. 4.19).

Рис.4.19. Двенадцатиэтажный крупнопанельный шумозащитный жилой секционный дом:

а) – общий вид; б) – рядовая секция; 1 – план 2 - 5-го этажей; 11 – план 6 - 12-го этажей

В тех случаях, когда не удается ориентировать все окна жилых помещений в противоположную от магистрали сторону, прибегают к установке шумозащитных окон.

На шумных магистралях уровень уличного шума может достигать 80 дБ, в то время как стандартные оконные блоки имеют звукоизолирующую способность 22-24 дБ для окон с двойным остеклением в спаренных переплетах и 30 дБ – в раздельных. Чтобы уровень шума в жилых помещениях составлял не более 40 дБ, необходимо, в зданиях, ориентированных на шумные магистрали, устанавливать специальные шумозащитные окна со звукоизоляцией не менее 40 дБ.

Шумозащитные окна обладают специальной конструкцией заполнения проемов блоками с тройным остеклением и неравной шириной межстекольного пространства

(рис. 4.20).

Рис.4.20. Варианты шумозащитных окон с тройным остеклением:

а - со спаренными переплетами и тройным остеклением; б – то же, со стеклопакетами во внутреннем переплете; в – с раздельными переплетами и тройным остекленим; г – то же, со стеклопакетом во внутреннем переплете; 1 – звукопоглащающая обкладка; 2 – сверхтвердая древесноволокнистая плита; 3 – то же, перфорированная; 4 – звукопоглощающий материал; 5 – стеклопакет; 6 – упругая прокладка

Для экранирования звука могут применяться шумозащитные экраны, в качестве которых принимают любые препятствия на пути распространения шума. Экранами могут быть придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки, а также искусственные и естественные элементы рельефа местности (земляные валы, насыпи, холмы и т.д., которые для повышения их эффективности должны размещаться на минимально допустимом расстоянии от автомагистрали (рис. 4.21).

В настоящее время разработано и применяется множество конструкций экранов-стенок, для изготовления которых наиболее распространенным материалом является бетон и железобетон. Используются также сталь, алюминий, различные пластические материалы, дерево и др. Для облицовки экранов-стенок используют звукопоглощающие материалы, характеризующиеся стабильными физико-механическими и акустическими показателями. Акустическая эффективность экранов-стенок зависит от их формы. Наиболее эффективен Т-образный профиль экрана.

Земляные валы обладают рядом преимуществ перед экранами-стенками, так как для их устройства могут использоваться излишки грунта, образующие при вертикальной планировке территории застройки и строительстве фундаментов зданий. Кроме того, стоимость сооружения валов в 2-3 раза ниже, чем строительство экранов-стенок. Земляные валы придают магистралям живописный вид.

Рис. 4.21. Типы шумозащитных экранов: 1 – экран-стенка; 2 – экран-насыпь; 3 – экран-выемка; 5 – выемка

с насыпью; 6 – насыпь со стенкой; 7 – экран-галерея; 8 – экран-тоннель

На рис. 4.22 приведены наиболее распространенные акустические экраны, применяемые за рубежом.

Рис.4.22.Распространенные типы акустических экранов- стенок: а) – металлический экран-стенка со звукопоглощающей облицовкой; б) – бетонный экран-стенка; в) – железобетонный экран-стенка со светопрозрачным заполнением

Для обеспечения требуемой акустической эффективности поверхностная плотность экрана-стенки должна быть не менее 20 кг/м2.

Ориентировочные значения уровня звука протяженными экранами-стенками на

высоте 1,5 м от уровня поверхности территории при расстоянии между краем проезжей части дороги и экраном, равном 3 м, приведены в приложении 6. При проектировании экрана-стенки для ориентировочных расчетов повышение его эффективности с увеличением высоты можно принимать в среднем 1,5 дБА на 1 м.

В конструкцию каркаса экрана-стенки могут включаться светопрозрачные вставки из акрилового пластика, что позволяет автомобилистам обозревать ландшафт (рис. 4.23).

Рис.4.23. Общий вид светопрозрачного экрана-стенки

К менее эффективному средству борьбы с уличным шумом относится посадка зеленых насаждений, позволяющая снизить уровень уличного шума от 1 до 4 дБА. Густые лесопосадки с сильной кустарниковой порослью под кронами деревьев дают ощутимое снижение уровня шума от 5 до 10 дБ. В качестве зеленых насаждений следует использовать породы крупноразмерных деревьев с густой низкоопущенной плотной кроной. Ширина зеленых полос должна быть не менее 10 м.

Для обеспечения акустического комфорта с целью защиты от уличного шума эффективным приемом является перепланировка помещений внутри квартиры. Это прежде всего относится к подсобным помещениям (кухня, санитарно-технические помещения и коридоры), а также к помещениям внеквартирных коммуникаций (лестничная клетка, лифт, галерея и т.д.), которые могут быть ориентированы в сторону источников шума. Допускается ориентация не более одной комнаты общего пользования в многокомнатных квартирах в сторону уличного шума.

Многообразные способы снижения шума на территории жилой застройки и в зданиях должны быть обязательно проверены акустическим расчетом с целью обеспечения допустимых уровней шума в различных помещениях и на территориях жилых районов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: