Общие принципы проектирования беспрепятственной видимости в зрительных залах

Одним из условий проектирования зрительных мест в таких помещениях является обеспечение зрителям нормальной видимости сцены, арены и т.п. и происходящего на них действия.

Для обеспечения беспрепятственного и неискаженного зрительного восприятия такие помещения должны отвечать следующим требованиям:

- в помещениях не должно быть внутренних опор, расположенных между зрителями и объектами восприятия. Для исключения внутренних опор помещения перекрываются большепролетными балками, фермами, пространственными конструкциями;

- зрительские места должны располагаться таким образом, чтобы впереди сидящие зрители не загораживали собой объект восприятия. Для этого уровень пола, где располагаются зрительские места, постепенно поднимается по мере удаления от объекта восприятия.

Видимость со всех зрительных мест является важнейшей задачей, решаемой при проектировании помещений и зданий массового пользования.

В зависимости от специфики зрелищных сооружений массового пользования теория и метод расчета видимости при построении зрительных мест не меняются. Однако принципы, которыми руководствуются при проектировании зрительного пространства, а также нормативы видимости для различных зрительных залов (театр, кинотеатр или стадион) значительно отличаются друг от друга.

К числу факторов, от которых зависит видимость в зрительных залах, относятся: объемно-пространственная структура интерьера сооружения и его частей (сцена и зал, арена и трибуны); условия освещенности (естественное или искусственное), яркость освещения объекта; угол зрения, под которым наблюдатель видит объект, удаление наблюдателя от объекта наблюдения и величина последнего;. а также физиологические законы зрения и другие обстоятельства.

Благоприятная для зрителей видимость достигается соблюдением следующих факторов:

- оптимальное зрительное удаление от объекта наблюдения;

- предельно допустимые горизонтальный и вертикальный углы обозрения;

- беспрепятственная видимость наблюдения;

- отсутствие преград на пути зрительного луча от наблюдаемой точки к глазу зрителя.

Размеры помещения должны быть ограничены возможностью различать существенные детали объекта восприятия. Так, в аудитории существенной деталью может быть штрих мела на доске, на хоккейной площадке — шайба, на театральной сцене — черты лица актера.

Зрительное удаление влияет на расположение зрительных мест в плане и зависит от функционального назначения зрительных залов.

Для кинотеатров предельная длина зала не должна быть более 42 м, так как при большем размере нарушается синхронное восприятие зрителем звука и изображения на экране - звук запаздывает.

Для драматических и оперных театров удаление последних рядов от рампы сцены обычно колеблется в пределах от 24 м (для залов на 600 чел.) до 35 м (для залов более 1200 чел.).

Для театров и особенно кинотеатров наряду с предельным удалением зрителя большое значение для качества восприятия имеет минимальное расстояние зрителя от предмета наблюдения, так как близко сидящий от сцены зритель (порядка 2-3 м) не в состоянии окинуть одним взглядом, без поворота головы, всю картину происходящего на сцене (экране) действия. Это связано с тем, что человек двумя глазами способен охватить около 40% горизонтальной плоскости и около 20% - вертикальной плоскости. В связи с этим наблюдаемая картина фиксируется глазами в виде отдельных фрагментов, а общая композиция утрачивает целостность.

Для стадионов с обширной ареной этот фактор не имеет значения.

Кроме предельного удаления на качество зрительного восприятия значительное воздействие оказывает также тот факт - под каким горизонтальным и вертикальным углом зритель воспринимает действие на сцене, эстраде или арене.

Границы горизонтальных углов, создающих оптимальную видимость, могут быть получены графически отрезками прямых, проведённых через крайние точки задних декораций и через грань сцены (рис. 4.46, а). При этом построении получается горизонтальный угол, называемый оптическим углом зала. За пределами зрительных лучей размещать зрительные места не рекомендуется, так как видимость ограничена только частью сцены.

В залах для исполнения эстрадных номеров (рис. 4.46, б) оптический угол может достигать до 150о, что позволяет уменьшить длину (глубину) зала за счёт увеличения его ширины. Вертикальный угол на точку в середине красной линии сцены на высоте 1,5 м от пола не должен превышать для средних мест зала 25о, а для боковых - 35о.

Рис. 4.46. Схемы построения горизонтальных углов видимости в зрительных залах: а- оперных и драматических; б - с эстрадой; в — цирков

Для цирков (рис. 4.46, в) оптический угол может достигать 310-315о с расположением зрительных мест почти по полным окружностям. Вертикальный угол, образованный лучом зрения самого верхнего зрителя к ближайшему краю барьера арены не должен быть более 30о. Предельное удаление зрителей от центра арены рекомендуется 40-45 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: