Российская сенсация — колготки «Грация»! (мотивация в слове «сенсация»)
3. Апелляция к отрицательным ощущениям, чувствам и эмоциям Игра на болезненных чувствах, страданиях и здоровье
«Хеликсол», помоги кашлю пройти! С «Аква-Фреш» забудь о зубной боли!
Щетки «Браун Орэл» помогают сохранить зубы на всю жизнь! Парадантол! Это здоровые десны и крепкие зубы. С ним вы избавитесь от страданий.
Агрессивная реклама — это целое направление. Это нескрываемое, активное давление на психику. Она апеллирует к интимным желаниям и болезненным чувствам, к неудовлетворенности или зависти, подсказывая решение проблемы.
Особое место в ней занимают сексуальные мотивации и апелляции к сексуальности. Вот несколько примеров из глянцевых журналов:
1. Простыни, возбуждающие страсть! Магазин «Семь наслаждений». (Цена комплекта 79 долларов).
2. Только с кремом After Shave мужчина чувствует себя мужчиной!
3. Хотите быть такой же сексуальной? Обратите внимание на блейзер, боди и колготки с лайкрой. Список магазинов в конце журнала.
4. Только трусы от Версаче сделают вас мужчиной! Их носили Гай Юлий Цезарь, Черчилль и Элвис Пресли. Хотите быть в их компании? Приходите к нам.
Агрессивные апелляции могут быть даны в комбинации с другими — преимущественно контрастными. Вот образец такой рекламы из английского журнала. В ней последовательно использованы: апелляции к «неопровержимой истине», «факт, по которому бессмысленно спорить», апелляции к положительным и к отрицательным эмоциям. И только после этого следует призыв к конкретному действию:
«Известно, что зима — самый опасный сезон для автолюбителей (неопровержимая истина).
К зимнему сезону автомобиль нужно готовить специально (неоспоримый факт). Мистер Смит своевременно прошел профилактику в нашем техническом центре, и теперь он улыбается вам с обложки журнала (апелляция к положительным эмоциям).
Мистер Браун не сделал этого — и теперь его тело находится в морге (агрессивная апелляция к отрицательным эмоциям). Звоните по телефону.... Наша фирма работает круглосуточно!» (призыв).
Как правило, рекламные слоганы и девизы используются в разных рекламных материалах для долговременного воздействия, и наибольший успех рекламе они приносят при удачном совмещении с изобразительными средствами.
Аспекты подготовки рекламного изобразительного материала. При наличии рекламного текста смысл и значение художественно-изобразительных средств — в том, чтобы создать еще более благоприятные условия для наилучшего восприятия рекламного обращения, и тем самым повысить его действенность.
Общее правило при совместной разработке литературно обработанного обращения с графикой, художественным изображением или фото: «Реклама должна выступать единым целым, решающим общую задачу».
Для этого есть несколько подходов.
Наиболее распространены решения, когда изобразительные элементы являются дополняющей, комментирующей или усиливающей текст составляющей частью рекламы. Здесь доминантой является смысл текста.
Второй подход, когда «соль» рекламы сосредоточена в изображении, когда рекламная доминанта выражена в образе. Тогда текст не должен повторять ее буквально, но он обязательно должен подчеркнуть какую-то дополнительную деталь.
В третьем случае, и текст, и изобразительный ряд, как доминанты, могут быть уравновешены.
То же самое можно наблюдать и в изобразительных рекламных композициях, особенно в фото-коллажах. Художественное изображение в рекламе является многосторонним и многоплановым. Его типичный представитель — рекламная графика. Ее применяют практически везде. Даже чистый текст несет графическую нагрузку через шрифты и расположение слов и фраз. Рекламную графику нельзя отождествлять с другими видами искусства. Она попросту другая.
Творчество любого художника, несмотря на творческую свободу, подчиняется определенным правилам и законам. Кроме того, художник-исполнитель, как правило, ограничен в своих возможностях и свободе художественного выражения пожеланиями заказчиков. Ему приходится учитывать их требования и согласовывать с ними свои действия. В одних случаях ему приходится все же совмещать трудно совместимое, а в других твердо отстаивать правильность своего художественного решения. Поэтому хорошая рекламная графика, обычно является результатом ясной творческой концепции и учета всех требований и их взаимного сочетания.
При разработке изображения над автором, прежде всего, довлеют законы композиции. Важнейший из них — закон гармонии.
Гармония (как всеобщее понятие) — это равновесие и соразмерность самостоятельных, родственных и даже противоположных элементов произведения.
Следующий уровень — это законы целостной и эстетической гармоничности.
— целостная гармоничность — неразрывное единство тройственной основы произведения: идеи, материала и функции.
— эстетическая гармоничность, т.е. визуальная сочетаемость, сходимость различных изобразительных элементов композиции. В основе эстетической гармоничности лежат законы пропорциональности, симметрии, асимметрии, формы, цвета, света и контраста.
Кроме графики для создания рекламы используются: живопись, фотография и их монтаж в комбинациях. Но упомянутые законы композиции остаются справедливыми и для них. Они остаются справедливыми и для объемного дизайна.
14.5. Работа менеджера предприятия с рекламными агентствами
Бытует стереотип мышления, что крупные предприятия для выполнения своих заказов выбирают крупные и престижные рекламные агентства. Мелкие предприятия решают свои практические задачи по рекламе сами или чаще обращаются к крошечным рекламным фирмам. Такое положение не является обязательным. Опытный менеджер предприятия по рекламе, изучив технологическую и финансовую ситуацию, может, например, отдать предпочтение агентству, расположенному рядом или в границах разумного удаления, потому что с ним легче поддерживать контакты или потому что с ним у менеджера уже сложились хорошие отношения. В этом есть целый ряд преимуществ.
Начинающему менеджеру по рекламе, у которого еще нет налаженных связей, приходится начинать с выбора наиболее подходящего претендента на заказ рекламной продукции, акции или кампании. Поискав в справочниках по рекламным и полиграфическим услугам, а их сейчас множество, он составляет перечень возможных подрядчиков, исходя из различных предпочтений, но, не упуская из виду удобств и важности поддержания хорошей связи, особенно в экстренных случаях. До установления личных контактов он обзвонит по телефону директоров-распорядителей отобранных агентств, кратко изложит свою проблему и выяснит ряд вопросов, которые дадут ему предварительную характеристику возможностей кандидатов на подряд. Потом, исключив фирмы с малопривлекательными или слишком дорогими услугами, намечает график встреч с теми, на ком он остановил бы свой выбор. И только после личных встреч и тщательных переговоров по согласованию со своим руководством принимает решение об оформлении заказа иподготовке задания. Избранному агентству он должен полностью доверять и оказывать полную поддержку, не рассчитывая на мгновенное чудо, а наоборот, дав достаточно времени для вживания в проблему и полнейшего выявления его возможностей.
Обращаясь в рекламное агентство, менеджер должен четко представлять себе цель, которую он хочет достичь, и задачу, которую для ее достижения нужно решить. Мало самому понимать проблему, ее еще нужно хорошо объяснить партнеру, чтобы он «сросся» с ней, как с собственной, чтобы у него была внутренняя потребность наиболее эффективного разрешения задачи. Иногда, чтобы правильно определить проблему, приходится проводить маркетинговое исследование, не важно, самому предприятию или, обратившись в специальную службу.
Начинать рекламировать все сразу — невозможно. Поэтому первый возникающий вопрос:
«Какой товар, прежде всего, отобрать для рекламы и продвижения на рынок?». Почти сразу же встают и другие вопросы:
«Какие товары и по каким параметрам составляют конкуренцию отобранной продукции, на каком этапе жизненного цикла они находятся, какова интенсивность их продаж? Какова емкость местного, регионального и зарубежного рынка по аналогичным товарам? Какой сегмент общества является покупателями и потребителями?
Какой настрой у населения на приобретение новых товаров или на замену старых?
На чем строить конкурентную рекламную борьбу: на потребительских свойствах, дизайне, расфасовке и упаковке, сервисе при продаже или при эксплуатации?
Как на фоне конкурентов будет выглядеть организация торговли товаром, у кого меньше расходы на единицу проданного товара: в рознице, у оптовиков, дилеров или особых посредников? У кого лучше организовано товародвижение, процедура обработки и оформления заказов, местоположение складов, сохранность товара в пути и т.д.? Есть ли возможность ускорения и удешевления перевозок?
Есть ли возможности для параллельного с рекламой стимулирования сбыта и поддержки продаж через коммивояжеров, скидки, премии, бесплатную раздачу на пробу и т.п.? Какова роль фирменного или товарного знака на новом продукте? Нужно ли готовить специально образцы для выставок или они и так достаточно впечатляющие экспонаты?»
С учетом новых сведений менеджер приступает к разработке технического задания на рекламу, подготовке исходных данных и разработке четких требований к готовой рекламной продукции. По мере готовности материалов менеджер согласовывает документы с другими специалистами и бухгалтером, а в случаях необходимости охраны авторских прав на рекламные идеи и концепции еще и с юристом. Он подписывает или утверждает документы у руководителя,, а утвержденные документы вместе с текстовками и эскизами передает агентству для разработки технологии и план-графика работ. После этого менеджер принимает на себя контроль исполнения заказа, участвуя в совещаниях исполнителей, регулярно обсуждая с ними промежуточные результаты, возникающие проблемы и согласовывая способы их решения. О ходе работ менеджер периодически докладывает своему руководителю.
Особый предмет его заботы — приемка готовой продукции и подписание акта приемки работ. В случае серьезных расхождений параметров готовой рекламы и характеристик, записанных в задании, ему приходится решать вопросы доработки или переделки заказа. Это самая неприятная, но и самая ответственная часть его работы. И он к ней должен быть готов.
Организация вывоза тиража, оформление таможенных формальностей для отправки рекламы за границу, доставка рекламной продукции на выставку или к месту рекламной акции — все это тоже должно быть в поле внимания менеджера предприятия по рекламе. Эти работы могут выполняться разными специалистами, но обязанность менеджера контролировать качество, правильность и своевременность их выполнения.
Контрольные вопросы и задания
Назовите:
1) основные направления рекламы в выставочной деятельности;
2) новые тенденции в рекламе устроителей выставок;
3) способы привлечения внимания посетителей к стенду предприятия;
4) участников рекламной деятельности (по Федеральныму закону о рекламе);
5) несколько особенностей личностной и безличностной рекламы;
6) особенности рекламы в СМИ;
7) особенности бюджета и смет расходов на рекламу выставочной деятельности;
8) направления организационной работы менеджера предприятия по рекламе;
9) три психологических метода рекламы и их некоторые комбинации;
10) отличительные признаки понятий «Имидж фирмы» и «Облик фирмы»;
11) отличия понятий «Марка фирмы», «Товарный знак», Фирменный знак», «Бренд»;
12) элементы и носители фирменного стиля;
13) положения и методы паблик рилейшнз;
14) три «золотых правила» коммерческих и деловых РR;
15) направления личного творчества менеджера по рекламе и выставкам;
16) три метода апелляции в рекламе;
17) приемы апелляции к человеческим чувствам;
18) особенности агрессивной рекламы;
19) особенности подготовки изобразительного материала для рекламы;
20) особенности работы менеджера с рекламными агентствами.